Полад Бюльбюль оглы - о премьере балета "Любовь и смерть" и фестивале "Славянский базар"

Песня навсегда

Премьера балета «Любовь и смерть» Полада Бюльбюль-оглы с успехом прошла в Минске. Сам Полад Бюльбюль-оглы прибыл по такому случаю в Беларусь и выкроил в своем плотном графике время, чтобы пообщаться с корреспондентом «СБ». Певец и композитор признался: с волнением ждал решения худсовета касательно постановки, пошутил, что в балете ему больше всего нравятся балерины, а также рассказал о своих ожиданиях от грядущего фестиваля «Славянский базар в Витебске».



— Наша версия балета «Любовь и смерть» уже третья: была постановка в Баку, ставился он в Екатеринбурге, и вот теперь идет на сцене Большого театра в Минске. Спектакли в разных театрах, как правило, очень отличаются, ведь это огромная работа: и хореография, и режиссура, и сценография — в каждом случае все по–своему.

— Это даже не третий вариант, а четвертый — в Баку спектакль, поставленный в 2005 году, возобновлялся с некоторыми изменениями, так что можно считать его полноценной версией. Трудно сказать, что лучше, что хуже, вы правы, говоря, что каждая постановка имеет свои особенности. Так происходит и потому, что национальный эпос «Книга моего деда Коркута», на котором базируется балет, — это огромный пласт. Уникальный эпос, очень большой, в нем 12 огромных разделов. На темы «Китаби деде Коркуд» снимаются фильмы, ставятся различные драматические спектакли, и, конечно, охватить все, что в этом эпосе есть, в одном произведении невозможно.

— Что же стало отправной точкой конкретно для вас?

— Несмотря на то что балет — искусство достаточно условное, я хотел взять общечеловеческие понятия, которым драматурги всего мира посвятили очень много произведений. Это и любовь, и отношение к смерти — ведь как только человек рождается, над ним нависает тень смерти. Она может забрать его сейчас или дать возможность пожить: кому–то дольше, чем другим, но эта тень тем не менее всегда присутствует рядом с каждым человеком. Есть глубокие философские вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ: предательство, дружба, ненависть... Я отталкивался от эпоса, но в музыке старался сделать акцент на эти общечеловеческие темы. И каждый балетмейстер видит в ней что–то свое! В первый раз, когда ставился балет, я пытался спорить, что–то доказывать, а потом понял: эпос настолько богат и так воздействует на человека, который начинает с ним работать, что здесь у каждого может быть своя точка зрения. Да, я композитор, написал эту музыку, и теперь она во власти балетмейстеров. Ну, с женщинами вообще спорить бесполезно — вторую постановку делала Надежда Малыгина, а в Минске эту задачу решала молодой умный хореограф Ольга Костель. Несмотря на молодость, она умеет отстаивать свое мнение. Я, если честно, даже не давил — высказывал какие–то свои пожелания, но давал возможность балетмейстеру поставить спектакль так, как она его видит. Очень впечатляющие декорации, костюмы, очень хорошо поставлен свет, вы сами знаете — у вас прекрасная большая сцена, уютный зал, оркестр замечательно играл. В Екатеринбурге спектакль идет уже восемь лет, до сих пор не прерывается. Это хороший показатель. Будем надеяться, что в Минске постановка будет тоже иметь многолетний успех — мне, как всякому автору, хочется, чтобы мое произведение жило и исполнялось.


Во время съемок фильма «Не бойся, я с тобой!»

— А насколько хорошо вы знакомы с белорусской композиторской школой?

— О–о! Игорь Лученок, Эдуард Ханок, Василий Раинчик, я уже не говорю о «Песнярах» — это все наша молодость, наша юность. Действительно, композиторская школа в Беларуси очень сильная и профессиональная. Сужу также по вашему театру оперы и балета, который находится на высочайшем уровне! Думаю, Большой театр переживает период расцвета, и я очень этому рад.

— Если говорить о музыке кино, в которой вы тоже много сделали: продолжение фильма «Не бойся, я с тобой!», вышедшее на экраны в 2013 году, получило противоречивые отзывы...

— Молодец Юлий Соломонович Гусман, который снял эти «30 лет спустя»! Было сложно собрать прежний актерский состав. Кстати, вы знаете, что это был последний фильм Льва Дурова? И хорошо, что мы успели его снять: Дуров тогда уже чувствовал себя неважно, болел, мы где–то под него подстраивались, съемки переносили, чтобы ему было спокойнее. Конечно, разница между той картиной и новой огромная: первый фильм — музыкальный, а во второй раз Гусман сознательно отказался от этого жанра. Только одна песня в фильм и вошла. Конечно, были у зрителей завышенные ожидания, и мы предполагали, что станут говорить: «Первый фильм лучше». Еще бы, там же мы все молодые, там и нам было лучше: есть разница, сорок лет человеку или восемьдесят (смеется).

— Юбилейный «Славянский базар в Витебске» уже близко, ждем вас в гости. Чего ждете от грядущего фестиваля?

— Открытий, ярких дарований, новых звездочек. Хочу подчеркнуть, что «Славянский базар» — самый доброжелательный из всех конкурсов и фестивалей, которые я видел (а видел я немало). Мне было приятно выполнять работу председателя жюри: очень творческая обстановка, никто ни на кого не давит, каждый выражает свое мнение, выставляет свои баллы.


Балет «Любовь и смерть» на сцене Большого театра

— Никаких закулисных игр?

— Да их и не может здесь быть! Все профессионалы, люди даже не воспримут, если им предложить за кого–то голосовать так, а не эдак. Другое дело, что у хороших музыкантов приблизительно один взгляд на какие–то явления культуры. Хотя были в прошлом году разные мнения. Кому–то нравится один стиль, другому иной. На Западе одна манера пения, и там не всегда адекватно воспринимают нашу эстраду, тем не менее баланс соблюден, и в прошлом году, по–моему, все было справедливо. И хороший принцип, что жюри обязательно ротируется, не одни и те же люди сидят.

— По вашему мнению, нужны ли вообще вокальные конкурсы? Вот «Евровидение», например?

— Про «Евровидение» при мне не говорите! Это просто телевизионное шоу, к настоящим конкурсам никакого отношения, по моему мнению, не имеющее. А настоящие конкурсы являются стартовой площадкой для многих молодых певцов. И, конечно, это важно, потому что нередко даже талантливые исполнители не могут найти площадку, чтобы выступить, чтобы мир их узнал. Так что различные фестивали, способствующие открытию и развитию новых талантов, необходимы.

— Когда в Витебске открыли вашу персональную звезду, вы обещали ее навещать. Наведаетесь?

(Смеется.) Непременно пойду — с тряпочкой, пыль смахивать!

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 118 (25000). Четверг, 23 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter