В Минске и Екатеринбурге отметили 80‑летие Владимира Мулявина

Песня на два голоса

Букеты живых гвоздик в знак признательности и любви принесли уральцы и белорусы в день юбилея знаменитого «песняра» к его памятникам. 

Архитектор Людмила Иванова — единственная оставшаяся на Урале родственница Мулявина.
ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА

Две бронзовые фигуры разделяют 2,5 тысячи километров. Один из памятников установлен в 2014 году в Екатеринбурге, где родился и вырос Владимир Мулявин, а второй появился три года назад в Минске, ставшем творческой родиной музыканта. Эти два памятника любимому артисту — совместный проект Свердловской области и Республики Беларусь. Как песня на два голоса. 

— Владимир Мулявин оказал большое влияние на музыкальную культуру Беларуси, на развитие языка. Сегодня такая же церемония проходит и в Минске, где установлен памятник артисту, кстати, хочу поблагодарить за эту инициативу губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. 

— Именно он внес предложение по установке памятников Мулявину в Минске и Екатеринбурге, — рассказал после церемонии возложения цветов руководитель отделения посольства Республики Беларусь в Екатеринбурге Виталий Войтик

Интересно, что памятник для Екатеринбурга выбирали белорусы, а минского Мулявина заказывали уральцы. Эксперты Министерства культуры Беларуси назвали лучшим проектом работу своего земляка Сергея Логвина. Четырехметровую фигуру установили в центре Екатеринбурга, рядом с киноконцертным театром «Космос», где Владимир Георгиевич часто выступал вместе с ансамблем. Образ музыканта получился интересный и даже немного сказочный, считают горожане. 

Минский Мулявин в исполнении Александра Кострюкова в два раза меньше екатеринбургского, но это как раз работает на особый — человеческий, а не концертный — образ певца. Говорят, на открытии со всех сторон звучало: «Как живой!» 

На 80‑летие певца белорусские и екатеринбургские «гости» Мулявина совпали если не в пространстве, то во времени. Несмотря на разницу температур (в Минске минус два, на Среднем Урале — минус 25), у двух торжественных церемоний было много общего — живые цветы, искренние слова. С гвоздиками пришла и двоюродная племянница музыканта архитектор Людмила Иванова — единственная оставшаяся на Урале родственница Мулявина.

— Он был очень скромным человеком, без всякой звездности. Знаково, что памятник стоит около его любимого зала «Космос»; еще с детства все контрамарки на его концерты были мои, — вспоминает Людмила. 

Будущий худрук легендарных «Песняров» родился в Свердловске в 1941 году, в семье рабочего «Уралмашзавода» и швеи. Гитара дома была, но настоящую музыкальную подготовку мальчик получил в кружке Дома культуры. После школы поступил в Свердловское музыкальное училище. Правда, был исключен из него за создание джазового ансамбля. 

Затем молодой артист‑инструменталист работал в филармониях Томска, Кемерова, Читы, познакомился с музыкантами Тюмени и Петрозаводска, Оренбурга. В 1963 году его пригласили в Белорусскую филармонию. Спустя пять лет Мулявин вошел в состав ансамбля «Лявоны», а в 1970-м стал его художественным руководителем. Переименованный в «Песняры» коллектив выгодно отличался от других ВИА редким репертуаром: исполнял белорусские народные песни в современной аранжировке. «Косил Ясь конюшину», «Алеся», «Беловежская пуща»... За удивительную музыкальность и лиризм ансамбль удостоился множества наград, но самой главной из них стала любовь слушателей. В мае 2002 года Владимир Мулявин попал в автокатастрофу под Минском — перелом позвоночника, паралич... Спустя восемь месяцев артиста не стало. 

Родственники музыканта, живущие в Беларуси, тесно общаются с Людмилой Ивановой. 

— Со старшей дочерью от первого брака мы всегда на связи, она уже прислала видео из Минска, как они едут возлагать цветы к памятнику. Там в церемонии примут участие «Песняры». Люблю все песни, особенно «Крик птицы», «Аве Мария». Кстати, Белорусский народный оркестр сейчас делает аранжировки, и это о многом говорит — значит, там есть над чем работать, — рассказала Людмила. 

Иванова призналась, что когда жила рядом со знаменитым дядей, не особенно задумывалась о его таланте. «Только впоследствии, слушая музыку, стихи, понимаешь, что человек сделал очень много, особенно для белорусского народа, для языка», — подытожила она.

Татьяна Казанцева

tvkazantseva.2018@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter