Журналистские дороги привели меня когда–то в молодой Солигорск и его музыкальную школу. «Храм, в котором живет музыка» — так назывался тогда материал. И это полностью соответствовало настроению того времени. Прошли годы. И вот звонок из Солигорска: «Нам 55! Есть о чем поговорить...»
Мне опять понравилась школа — впечатление взлелеянности, простора, наполненности звуками: где–то звучит форте мехов баяна, его перебивает токката цимбал, в паузах нежно вибрирует скрипка, неожиданно выплывает пиано рояля. Дети учатся обращаться со звуком, создавать из него то, что мы называем музыкой.
На информационной доске полная картина интересов — девять школьных музыкальных коллективов: детский образцовый хор, духовой оркестр, эстрадный, народных инструментов, старинной музыки и так далее. Почти все лауреаты, есть и набор Гран–при...
Музыкальные коллективы любят в городе. Школьный актовый зал работает, пожалуй, интенсивнее иных городских концертных площадок. Учителя и дети музицируют — звучит несравненная классика.
С профессиональной точки зрения по–прежнему все на высоте. Но вот темы наших бесед с педагогами стали иными. И говорят они все больше как социологи, менеджеры, креативщики.
— Сейчас прагматические интересы вторгаются в жизнь общества, — размышляет над реалиями директор школы Татьяна Слагода, — не обходят они и школу. Сакраментальный вопрос: «Что музыка даст моему ребенку в будущем?» — задает нам сегодня почти каждый родитель. А некоторые еще и добавляют: на 10 тысяч учеников хорошо если один станет великим скрипачом. «Да!» — говорим мы, не каждый станет музыкантом–профессионалом. Более того, трудиться вашему ребенку придется много. И именно поэтому, как уже показало время, судьбы наших выпускников складываются гораздо успешнее, чем у других ребят. Ныне время невиданной ранее мобильности. Перестраивать свою жизнь с учетом законов рынка, обретать новые навыки, менять привычки, отметать старые стереотипы придется каждому второму молодому человеку, вступающему в жизнь. И именно музыкальное образование лучший тому помощник.
— Звучит немного странно...
— Существует огромное количество литературы, где доказывается, что «музыкальный мозг» легче справляется с любой интеллектуальной работой. Вот смотрите: с первых дней учебы в музшколе ребенок одновременно учится читать ноты, точно исполнять двигательную работу, добиваться интонационной нюансировки произведения, а в оркестре еще и следить за другими инструментами. Наши дети учатся быть, если хотите, Цезарями, выражаясь современным языком, осваивают многоканальное, следственное мышление.
Спросите сегодня у педагогов общеобразовательной школы: «Какая проблема в процессе обучения их больше всего волнует?» Ответ: «Ребенок не «держит внимание». Как бороться? Ответили на этот вопрос в далекой Якутии: ввели в общеобразовательной школе три раза в неделю уроки музыки. А в Китае 30 млн человек называют сегодня себя пианистами... Российские педагоги уехали из своей страны учить китайскую молодежь музыке...
Хочу рассказать об одном нашем выпускнике–баянисте. Лауреат нескольких республиканских конкурсов, работал в оркестрах. Потом заинтересовался IT–технологиями. Получил образование. Для работы понадобилось хорошее знание английского. И что? Удивитесь, как он решил новую проблему! Устроился официантом на бразильский туристический лайнер, курсирующий в Мексиканском заливе. За год выучил язык. Сейчас успешно работает во всемирно известной фирме. С инструментом не расстался. «Коллеги не позволяют! — смеется он. — Я для них уникум! Мои умения уважают!»
Добавлю: знаменитые физики Эйнштейн, Планк, Перельман стояли тоже перед выбором, чему себя посвятить: скрипке или физике. Их выбор известен. Быстрота и альтернативность мышления — награда музыкантам за их труд.
— Уточните, Татьяна Леонтьевна, сегодня школе удается набрать необходимый по количеству и качеству контингент учащихся? Или родители ищут альтернативу?
— Пока набираем. Но в деле пропаганды музыкального образования нам необходима поддержка общества. Мы ведь не просто воспитываем «музицирующих для себя девиц». В ООН был зачитан сенсационный для многих доклад «О креативной индустрии». Там содержится поразительный вывод: по росту прибылей в современном мире лидируют не технологические производства, а сферы, связанные с дизайном, музыкой, танцем, кинематографией, программным обеспечением. Музыка давно просится в наши дома. Знаю, мне возразят: почти у каждого есть компьютер, гаджеты — включай и слушай Перголези, Грига... Но я говорю о пространстве диалога... В 90–е годы на нашей планете не было человека, не слушавшего «Битлз», а сейчас люди не поднимают головы от виртуальных игр. Нам бы сегодня «завести» своего Кабалевского, Казиника, ввести в школах циклы «Ты наследник Баха, Моцарта...» (добавлю от себя в список имена Глебова, Мулявина. — И.Г.). Ведь музыка — универсальное средство развития человека.
— Татьяна Леонтьевна, понимаю, что учебный процесс в школе стоит на первом месте. Но в расписании я отметила для себя совершенно новые формы работы. Прежде всего группы раннего развития, в которые принимают детей с 3 — 4 лет. Индивидуальные группы для взрослых. Школа предлагает прокат инструментов, дает благотворительные концерты. Такой активности только позавидовать!
— Я новый директор. Вошла в уже состоявшийся коллектив энтузиастов. Многие выпускники возвращаются к нам педагогами. И неуспокоенность, желание ничего не упустить, вовлечься во что–то новое, открыть таланты, помочь им расцвесть — те дрожжи, которые постоянно бурлят в нашей среде. Мы ищем, думаем, беспокоимся, не скрою, иногда досадуем и опять идем вперед.
P.S. Мир удивительно быстро меняется. Изменилась и солигорская «музыкалка». Раньше попасть в школу было удачей. Родители стояли в очереди — музыкальное образование считалось престижным дополнением к общеобразовательному. Сейчас голова идет кругом — как подготовить наших детей к этому непонятному, быстро меняющемуся миру. Мы попытались найти подсказку для родителей. И напоследок самое главное: помните, музыка умеет напрямую разговаривать с душой человека.
Советская Белоруссия № 88 (24970). Четверг, 12 мая 2016