Директор солигорской музыкальной школы Татьяна Слагода о том, почему детей нужно учить музыке

Песня и годы

Журналистские дороги привели меня когда–то в молодой Солигорск и его музыкальную школу. «Храм, в котором живет музыка» — так назывался тогда материал. И это полностью соответствовало настроению того времени. Прошли годы. И вот звонок из Солигорска: «Нам 55! Есть о чем поговорить...»


Мне опять понравилась школа — впечатление взлелеянности, простора, наполненности звуками: где–то звучит форте мехов баяна, его перебивает токката цимбал, в паузах нежно вибрирует скрипка, неожиданно выплывает пиано рояля. Дети учатся обращаться со звуком, создавать из него то, что мы называем музыкой.

На информационной доске полная картина интересов — девять школьных музыкальных коллективов: детский образцовый хор, духовой оркестр, эстрадный, народных инструментов, старинной музыки и так далее. Почти все лауреаты, есть и набор Гран–при...

Музыкальные коллективы любят в городе. Школьный актовый зал работает, пожалуй, интенсивнее иных городских концертных площадок. Учителя и дети музицируют — звучит несравненная классика.

С профессиональной точки зрения по–прежнему все на высоте. Но вот темы наших бесед с педагогами стали иными. И говорят они все больше как социологи, менеджеры, креативщики.

— Сейчас прагматические интересы вторгаются в жизнь общества, — размышляет над реалиями директор школы Татьяна Слагода, — не обходят они и школу. Сакраментальный вопрос: «Что музыка даст моему ребенку в будущем?» — задает нам сегодня почти каждый родитель. А некоторые еще и добавляют: на 10 тысяч учеников хорошо если один станет великим скрипачом. «Да!» — говорим мы, не каждый станет музыкантом–профессионалом. Более того, трудиться вашему ребенку придется много. И именно поэтому, как уже показало время, судьбы наших выпускников складываются гораздо успешнее, чем у других ребят. Ныне время невиданной ранее мобильности. Перестраивать свою жизнь с учетом законов рынка, обретать новые навыки, менять привычки, отметать старые стереотипы придется каждому второму молодому человеку, вступающему в жизнь. И именно музыкальное образование лучший тому помощник.

— Звучит немного странно...

— Существует огромное количество литературы, где доказывается, что «музыкальный мозг» легче справляется с любой интеллектуальной работой. Вот смотрите: с первых дней учебы в музшколе ребенок одновременно учится читать ноты, точно исполнять двигательную работу, добиваться интонационной нюансировки произведения, а в оркестре еще и следить за другими инструментами. Наши дети учатся быть, если хотите, Цезарями, выражаясь современным языком, осваивают многоканальное, следственное мышление.

Спросите сегодня у педагогов общеобразовательной школы: «Какая проблема в процессе обучения их больше всего волнует?» Ответ: «Ребенок не «держит внимание». Как бороться? Ответили на этот вопрос в далекой Якутии: ввели в общеобразовательной школе три раза в неделю уроки музыки. А в Китае 30 млн человек называют сегодня себя пианистами... Российские педагоги уехали из своей страны учить китайскую молодежь музыке...

Педагог Ольга Федорович принимает экзамен по классу теоретических дисциплин.

Хочу рассказать об одном нашем выпускнике–баянисте. Лауреат нескольких республиканских конкурсов, работал в оркестрах. Потом заинтересовался IT–технологиями. Получил образование. Для работы понадобилось хорошее знание английского. И что? Удивитесь, как он решил новую проблему! Устроился официантом на бразильский туристический лайнер, курсирующий в Мексиканском заливе. За год выучил язык. Сейчас успешно работает во всемирно известной фирме. С инструментом не расстался. «Коллеги не позволяют! — смеется он. — Я для них уникум! Мои умения уважают!»

Добавлю: знаменитые физики Эйнштейн, Планк, Перельман стояли тоже перед выбором, чему себя посвятить: скрипке или физике. Их выбор известен. Быстрота и альтернативность мышления — награда музыкантам за их труд.

— Уточните, Татьяна Леонтьевна, сегодня школе удается набрать необходимый по количеству и качеству контингент учащихся? Или родители ищут альтернативу?

— Пока набираем. Но в деле пропаганды музыкального образования нам необходима поддержка общества. Мы ведь не просто воспитываем «музицирующих для себя девиц». В ООН был зачитан сенсационный для многих доклад «О креативной индустрии». Там содержится поразительный вывод: по росту прибылей в современном мире лидируют не технологические производства, а сферы, связанные с дизайном, музыкой, танцем, кинематографией, программным обеспечением. Музыка давно просится в наши дома. Знаю, мне возразят: почти у каждого есть компьютер, гаджеты — включай и слушай Перголези, Грига... Но я говорю о пространстве диалога... В 90–е годы на нашей планете не было человека, не слушавшего «Битлз», а сейчас люди не поднимают головы от виртуальных игр. Нам бы сегодня «завести» своего Кабалевского, Казиника, ввести в школах циклы «Ты наследник Баха, Моцарта...» (добавлю от себя в список имена Глебова, Мулявина. — И.Г.). Ведь музыка — универсальное средство развития человека.

Способности юной аккордеонистки Арианны Борисенко радуют ее педагога Татьяну Трухан.

— Татьяна Леонтьевна, понимаю, что учебный процесс в школе стоит на первом месте. Но в расписании я отметила для себя совершенно новые формы работы. Прежде всего группы раннего развития, в которые принимают детей с 3 — 4 лет. Индивидуальные группы для взрослых. Школа предлагает прокат инструментов, дает благотворительные концерты. Такой активности только позавидовать!

— Я новый директор. Вошла в уже состоявшийся коллектив энтузиастов. Многие выпускники возвращаются к нам педагогами. И неуспокоенность, желание ничего не упустить, вовлечься во что–то новое, открыть таланты, помочь им расцвесть — те дрожжи, которые постоянно бурлят в нашей среде. Мы ищем, думаем, беспокоимся, не скрою, иногда досадуем и опять идем вперед.

P.S. Мир удивительно быстро меняется. Изменилась и солигорская «музыкалка». Раньше попасть в школу было удачей. Родители стояли в очереди — музыкальное образование считалось престижным дополнением к общеобразовательному. Сейчас голова идет кругом — как подготовить наших детей к этому непонятному, быстро меняющемуся миру. Мы попытались найти подсказку для родителей. И напоследок самое главное: помните, музыка умеет напрямую разговаривать с душой человека.

Советская Белоруссия № 88 (24970). Четверг, 12 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter