Песни про тест

У каждой вступительной кампании свои герои и антигерои. Первые с блеском устремляются к заветным 300 баллам, вторые с треском покидают экзаменационные аудитории, уличенные в жульничестве. Совсем скоро станет ясно, кто с честью финишировал...

У каждой вступительной кампании свои герои и антигерои. Первые с блеском устремляются к заветным 300 баллам, вторые с треском покидают экзаменационные аудитории, уличенные в жульничестве. Совсем скоро станет ясно, кто с честью финишировал. 6 — 7 июля начнется выдача сертификатов, а узнать результаты можно будет еще раньше. В этом году для участия в ЦТ зарегистрировалось более 172 тысяч абитуриентов. А что же «принимающая сторона»? За 20 дней специалистам Республиканского института контроля знаний предстоит проверить около полумиллиона бланков с ответами. Корреспондент «СБ» собственными глазами увидела, как проходит «ревизия».


Вести из вализа


...В послеобеденное время в холле РИКЗ довольно многолюдно. Парни и девушки сгрудились, очевидно, кого–то ожидая. «Неужели абитуриенты?» — засомневалась я.


— Нет, это наши помощники, операторы, — представляет мне «молодую гвардию» первый заместитель директора института Игорь Козел. — Сейчас для обработки и проверки бланков по белорусскому и русскому языкам мы наняли 320 человек. Они сменяют друг друга через каждые 4 часа, работая в общей сложности с 9 утра и до 9 вечера. Разумеется, претенденты ни в коем случае не могут сами сдавать ЦТ в этом году, и мы обязательно проверяем каждого по электронной базе.


Пока одни распаковывают вализы — внушительные запломбированные мешки с экзаменационными материалами, сортируют пакеты с бланками ответов и тестами, другие сосредоточились за мониторами компьютеров. Первым делом бланки с ответами сканируются. И каждый пронумерован, благодаря чему в РИКЗе точно известно, в каком пункте тестирования и в какой аудитории «побывал» бланк. Сколько бланков ответов и экзаменационных материалов выдано, столько и должно вернуться в институт.


Марш гласных и согласных


Но не меньше времени занимает и проверка отсканированных бланков. Группа операторов отслеживает, чтобы текст был распознан компьютером безошибочно. Называется этот процесс верификацией. И правда, у абитуриента — «лiчэбнiк», а на мониторе — хаотичный набор цифр. Или «Я» машина может прочесть как «А». «Почерковеды» тут же вносят исправления. Спорные моменты помогает решить методист РИКЗа, который дежурит в каждой комнате.


Верификацию повторяют дважды, а то и трижды, причем всякий раз другие операторы. Финальный аккорд — автоматизированная проверка, когда уже программа контролирует, насколько хорошо справились ребята.


Но проверяются не только бланки с ответами. Эталонные ответы, или «ключи», при необходимости корректируются.


— Был случай, когда на тесте по истории Беларуси ответ предполагался двоякий. В учебнике были даны варианты: понятие «либерум вето», написанное кириллицей, и перевод — «свабода забароны», — приводит пример Игорь Владимирович. — Но один из абитуриентов догадался воспользоваться латиницей. В итоге и этот вариант посчитали эталонным.


И вот когда электронное изображение бланка с ответами и эталонный бланк подготовлены, компьютерная система сопоставляет обе матрицы, подсчитывает количество правильных ответов, устанавливает коэффициенты сложности заданий и начисляет баллы. Процедура занимает несколько секунд. Кстати, а можно ли подключить к проверке тестов и супермощный компьютер «Скиф»? Анатолий Криштофик, исполнительный директор союзной программы «Скиф–Грид», заверил, что в этом случае результаты были бы готовы в тот же день. В ответ директор РИКЗа Николай Феськов готов возразить: важна не столько мощность компьютера, сколько грамотная разработка программного продукта. Сертификаты можно было бы выдавать и на месте, однако, поскольку абитуриенты часто ошибаются, часть затем пришлось бы перепечатывать заново. Иная и сама методика подсчета тестовых баллов. Ведь на результат влияет не только количество правильных ответов, но и то, как справились с заданиями другие. В прошлом году, например, 2 задания из 30 по математике «обесценились», так как их выполнили более 90 процентов абитуриентов.


Рукописи не горят


На следующей неделе абитуриенты смогут узнать баллы по белорусскому и русскому языкам. Все без исключения ответы будут храниться в электронной базе РИКЗа еще несколько десятилетий. Ведь рассчитан «архив» на 75 лет!


Кстати


А что происходит с неиспользованными бланками? Они тоже поступают обратно в РИКЗ, «гасятся» перечеркиванием и опять–таки сканируются. Это необходимо, чтобы свести баланс между переданными в пункты тестирования бланками ответов и возвращенными обратно.

 

«Трубку в сторону»

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter