Фото Евгения Коктыша
Хотя нет, про криницу из другой песни Лученка. Это уже Якуб Колас и его бессмертный «Мой родны кут, як ты мне мiлы...». Там бурлит и поет криница, летят облака и качаются обнявшись два дерева — сосна и елка... Все эти картинки возникают перед глазами мгновенно. Да так ярко и отчетливо, что забыть их невозможно. И не так уж важно, что первым пришло на ум — слова или мелодия. Хотя по мне — они едины, как небо и облака, как река и берега, как жизнь и воспоминание...
Эти две песни звучат везде, где волей судьбы оказываются белорусы. Их поют и в застолье, когда стол ломится от закусок, и в глубоком одиночестве. Поют в белых от слепящего солнца пустынях и синих бескрайних снегах, сухих, как песок. Иногда даже без слов, не открывая рта. Насвистывают, мычат... Не сочиняю, слышал эти песни и в сибирской тайге, и на Дальнем Востоке, и в Карелии, среди камней, озер, сосен, накрытых белой ночью.
Ведь у каждого есть «родны кут», и каждый стремится туда душой. Уверен, чем больше расстояние, тем сильнее желание увидеть, прикоснуться, вернуться.
Настоящие песни всегда молоды, а потому каждое следующее поколение их и перепевает. Правда, иногда иронично, но чаще — по–настоящему серьезно, с душой.
А вот поэты и композиторы, тут уж ничего не поделаешь, хоть и создают бессмертные шедевры, но стареют, становясь похожими на бронзовые памятники самим себе.
Именно такой снимок Игоря Лученка, автора великих и любимых песен, я и выбрал для этой рубрики. Композитор сидит в Купаловском сквере, в центре города. Может быть, в это мгновение куранты Ратуши отбивают мелодию его песни о Минске...
ladzimir@tut.by
Советская Белоруссия № 214 (25096). Суббота, 5 ноября 2016
Советская Белоруссия № 214 (25096). Суббота, 5 ноября 2016