16 июля 1944 года в Минске прошел необычный парад

Песни партизан

«Молодость моя, Белоруссия, песни партизан, сосны да туман», — четыре десятилетия назад эти слова звучали по всей огромной стране — от океана до океана. Народные мстители воспеты не случайно. За время оккупации они пустили под откос 11.128 вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромили 948 вражеских гарнизонов, взорвали 819 железнодорожных и 4.710 других мостов. Эти факты никаким фальсификаторам истории не втоптать в грязь. Как и память о том, что 16 июля 1944 года в излучине Свислочи на территории бывшего минского ипподрома (в конце Красноармейской улицы) состоялись грандиозные митинг и партизанский парад более 30 тысяч народных мстителей.



Накануне, к вечеру 15 июля, в белорусской столице собралось 20 партизанских бригад Минской, 9 бригад Барановичской и одна Вилейской областей (две последние существовали до апреля 1954–го и сентября 1944–го соответственно). Многие из собравшихся только–только получили медаль «Партизану Отечественной войны» — первую в их жизни государственную награду. Гораздо менее известен иной факт: партизаны не просто прибыли в освобожденную столицу, по пути они вели зачистку окрестных лесов от разбитых немецких войск. Проживающий сегодня в Минске Герой Социалистического Труда, а в те годы — юный радист–телефонист крупной партизанской бригады «Буревестник» Иван Сокольчик рассказал «СБ», что и сам парад, и предшествующие ему события отчетливо запомнил:

— Дислоцировалась бригада в Узденском районе, в ней я сперва был связным, а после поступил в отряд. Участвовал в некоторых операциях, среди которых была организованная нами лесная засада на гитлеровцев, в ходе которой более 80 фашистов были убиты, а еще 8 взяты в плен. Вылавливали мы немцев и по дороге в Минск, когда шли на парад. Ловили их по лесам и окрестностям: под Минском была окружена большая немецкая группировка, часть которой разбежалась. В результате на протяжении 50–километрового пути мы захватили в плен более 2 тысяч немецких солдат. По прибытии разместились в Курасовщине, пять дней готовились к торжественному шествию. Ну а 16 июля 1944 года прошел тот самый парад.



В те дни 74 года назад все центральные газеты обошла фотография, на которой был запечатлен козел, шествовавший во главе колонны. «Партизанское» животное появилось в отряде «Борьба» бригады «Народные мстители» в 1943–м, переносило с лесными героями все тяготы полевой жизни, не раз наблюдало за ходом боев и таскало на себе медикаменты. Когда партизаны совместно с регулярной армией брали Вилейку, получивший кличку Малыш козел въезжал в освобождаемый город на броне танка. И поэтому, хотя на парад были приглашены командующий 3–м Белорусским фронтом генерал Иван Черняховский и член Военсовета генерал Василий Макаров, партизаны решили: Малыш также заслужил присутствовать на столь долгожданном празднике. Боевой козел был почищен и украшен лентой с немецкими орденами из захваченной как–то штабной машины противника. На параде Малыш сразу занял свое привычное место впереди колонны, вызвав приятное изумление у принимавших парад генералов.

А над партизанской колонной среди других флагов реяло знамя с символом узденского отряда — птицей буревестник. Среди десятков тысяч партизан в пестрой колонне — у всех была разная одежда, разный возраст, разное оружие — шел и Иван Максимович:

— Нас объединяло главное — совсем уже скорая победа, в которой к тому времени уже не сомневался никто. То настроение просто не передать словами. Восторг минчан, берущие интервью корреспонденты... После партизанского парада бригаду расформировали, а сотню самых молодых и крепких ребят, в том числе меня, отправили работать в авиационные мастерские в Слепянку. Это был уже мирный труд, в который мы шагнули на партизанском параде в Минске.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter