Обзор книг от Людмилы Рублевской

Песни механического ветра


Васiльковае поле Айчыны. Бялынiччына лiтаратурная. Нарысы, проза, публiцыстыка
Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2020

У гэтым годзе сталiцай Дня беларускага пiсьменства стануць Бялынiчы. Традыцыйна выдавецтва «Мастацкая лiтаратура» iмкнецца пазнаёмiць чытачоў з лiтаратурнай спадчынай зямлi, дзе адбудзецца свята. У зборнiку «Васiльковае поле Айчыны» прадстаўленыя аўтары розных эпох, якiя маюць дачыненне да Бялынiччыны — нарадзiлiся на ёй альбо нейкi час жылi. Першая персаналiя зборнiка —пiсьменнiк XIX стагоддзя Зянон Фiш. Ён нарадзiўся ў Бялынiчах: ягоны бацька, прафесар‑лiнгвiст, ажанiўся з дачкой мясцовага памешчыка‑арандатара. Зянон Фiш пiсаў на польскай мове пад псеўданiмам Тадэвуш Падалiца, але адлюстроўваў рэалii Украiны, дзе доўгi час пасля жыў. Праславiўся палемiкай з расiйскiм акадэмiкам Мiкалаем Кастамаравым, у якой даказваў права народаў на самавызначэнне. Цiкавыя i прыклады паэтычнай творчасцi Васiля Жудро, якi на мяжы XIX i ХХ стагоддзяў быў святаром праваслаўнага храма на Бялынiччыне. Чытач сустрэне ўрывак з папулярнага рамана ўраджэнкi Бялынiчаў Наталлi Батраковай «Миг бесконечности» i ўрывак рамана «Карчоўскiя прыгоды Банiфацыя» Мiхася Карпечанкi, складальнiка зборнiка. Выдатны мастак Вiтольд Бялынiцкi‑Бiруля адлюстраваў у сваiх кар­цiнах краявiды роднай Бялынiччыны, але пакiнуў i лiтаратурную спадчыну: чытач пазнаёмiцца з яго апавяданнем «Лисья охота». Вядомы музыка Юрый Несцярэнка таксама мае лiтаратурны талент, у яго шчырых апавяданнях можна вычытаць рэалii колiшняй беларускай рок‑тусоўкi. «Былiннай лясной стараной» называе малую радзiму паэт Змiтрок Марозаў. Зрэшты, паэтычныя скарбы края багата прадстаўлены вершамi Аляксандра Мель­нiкава, Рыгора Сарокi, Вiктара Хаўратовiча, Антона Шчырыцы, Рыгора Яўсеева, Васiля Дзеравяшкi ды iншых творцаў. А iлюстрацыi дапамогуць больш яскрава ўявiць край, якi iх натхняў. 
Специальный литературный сборник подготовлен к очередному Дню белорусской письменности, который пройдет в Белыничах.

Татьяна Орлова. Алгоритмы удачи. Творческие портреты
Минск, Мастацкая лiтаратура, 2020

Известному театральному критику Татьяне Орловой недавно исполнилось 85 лет. Она родилась в семье народного артиста БССР, режиссера и педагога Дмитрия Орлова, то есть театр стал не просто увлечением, а жизнью. В этом сборнике фактически полувековая летопись белорусского театра, творческие портреты артистов и режиссеров. Каждый такой портрет захватывающий и уникальный. «Критику с артистами, возможно, дружить не следует: замыливается глаз. Впрочем, театр так разнообразен и противоречив, что от субъективного восприятия не скроешься», — рассуждает автор. Но это субъективное, читай, неравнодушное восприятие и делает тексты по‑настоящему яркими. Вот Стефания Станюта, которая искусно создавала бижутерию, — у автора книги хранятся подаренные примадонной бусы из кофейных зерен. Вот Александра Климова, ученица Веры Пашенной, и Ростислав Янковский, приходивший играть спектакли даже из больничной палаты. Глеб Глебов, театральный бунтарь… Роман Филиппов, добродушный богатырь из России, заговоривший по‑белорусски легко и свободно — даже перевел «Курган» Янки Купалы. Режиссер Валерий Раевский, признававшийся, что он не человек тусовки и любит одиночество. Россыпь имен, теплота встреч: Виктор Тарасов, Геннадий Овсянников, Фома Воронецкий, Геннадий Гарбук, Виктор Манаев, Александр Кашперов, Наталия Гайда… Читатель погрузится не только в историю театра, но и в мир страстей человеческих и простых вечных истин. 


Айзек Азимов. Я, робот
Москва, ЭКСМО, 2019

Кто из любителей сайенс‑фикшен не знает трех законов робототехники? 

«1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам». 

Сформулировано американским биохимиком и писателем Айзеком Азимовым, родившимся, кстати, на Могилевщине. Впрочем, тот же Азимов говорил, что его правила подходят и для воспитанного человека. Цикл рассказов «Я, робот» стал классикой, но по‑прежнему актуален. Тем более действие происходит в первой половине XXI века, то есть в нашей с вами реальности. Из качественного чтения можно узнать, как обстоят дела с колонизацией Солнечной системы, снуют ли повсюду роботы с позитронными мозгами, началось ли движение за права роботов. Во всяком случае, писать рассказы искусственный интеллект научился, как в одном из иронических и грустных сюжетов Азимова. Нравственные дилеммы заставляют думать, что, возможно, будет непривычным для любителей легкого фэнтезийного чтива. Ведь люди до сих пор склонны презрительно или с боязнью смотреть на тех, кто от них отличается, и обвинять их в своих бедах. «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях». 

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр. Независимости, 72
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter