Музыкант и этнограф Сергей Долгушев популяризует белорусскую народную песню и инструменты

Песни из глубины времен

— Если бы мне в 15 — 16 лет сказали, что я буду заниматься фольклором и популяризовать его, я бы не поверил, — признается музыкант и этнограф Сергей Долгушев. — Потому что я очень это все не любил. Нам, деревенским парням, хотелось побыстрее в город — и отречься от народных праздников, гармошки, частушек, соломенных шляп… Что занимало молодежь — новые веяния: я любил рок, группу «Нирвана», совсем другую музыку. 


Сегодня он один из тех, кто популяризует белорусский фольклор среди молодежи: поет сам и играет в группе Vuraj, привозит выступать в Минск аутентичные коллективы из глубинки, организует фестивали и проекты, связанные с народной музыкой. Играет на древней колесной лире и на двух десятках разных совершенно невероятных дудок, у каждой из которых свой особенный голос.

Настоящая любовь к белорусскому фольклору Сергея Долгушева захватила в 2011 году, в первой этнографической экспедиции в Дрогичинский район, которая буквально перевернула жизнь и наполнила ее новыми смыслами.

— Когда только началось мое увлечение, я начал искать диски, книги — мне не хватало информации. Захотелось выпустить что-то из белорусского фольклора, издать на диске. Так я познакомился с этнографом Ириной Мазюк. Она сказала: записи взять очень просто, давайте лучше поедем в экспедицию. Все это было очень увлекательно и интересно. Мне хотелось услышать говор полесских деревень — я сам из Оршанского района и в первой экспедиции часто не понимал, на каком языке все эти люди говорят. Приезжаешь в деревню — и это не белорусский, не украинский и не польский, а какой-то свой язык, как в другую страну попал! Больше всего поразили песни. То, что я слышал в записи, не трогало настолько глубоко — а тут вживую зазвучало полесское многоголосие…
Группа Vuraj следует путем, надежно проторенным «Песнярамi», — создает свой стиль, свое направление, опираясь на белорусскую песню.
Сергея Долгушева хорошо знают родители, приводившие детей в Белгосфилармонию на специальные программы: именно отсюда для многих малышей началось знакомство с белорусскими инструментами и первыми народными песенками. А ведь жизнь музыканта вполне могла пойти по проторенной академической дорожке — перспективного тенора готовы были продюсировать, звали в оперный театр… Однако Сергей сделал выбор в пользу того, что официально называют нематериальным культурным наследием, а неофициально говорят по-простому — бабушки поют.

— Когда учился академическому вокалу, мне все время очерчивали какие-то рамки: нужно петь так и вот так. А мне хотелось полной свободы — и фольклор ее дает. Более того, я многое еще не познал, многому не научился! — он крутит ручку колесной лиры и заводит проникновенную мелодию, отсылающую на века назад, когда от деревни к деревне по дорогам ходили бродячие музыканты-старцы. 

На всех своих дудках и окаринах играть Сергей учился сам, даже в этом пойдя путем народной традиции, в которой все музыканты были самоучками. Да и не обучают игре на исконных белорусских инструментах в музыкальной школе, хотя бы потому, что каждая дудочка — работа штучная, со своим голосом. 

— У меня есть уникальная окарина-рыба — деревянная, а эти инструменты чаще глиняные. Таких рыб делает один-единственный мастер Марьян Скромблевич из Одельска, — рассказывает музыкант. — Эту окарину все хотят заполучить. Где только я ни был на гастролях, даже в Америке, стоит достать эту рыбу или колесную лиру, все ахают и предлагают купить за любые деньги. Но это бесценные инструменты. Тот же Марьян Скромблевич сделал мне две парные дудки: одну мажорную, на ней «вясельныя» наигрыши играешь — и сразу танцевать хочется, а другая минорная — играешь, а она плачет. 

Аутентичные народные инструменты невозможно подогнать под стандарт, выпускать на конвейере, потому и звучат они всегда по-разному, объясняет Сергей:

— У каждой окарины свой тембр, они сделаны из разного дерева, тональности, форма, наполнение — все разное, и руки мастера играют роль. 

Эксперименты с народной песней в 2010 году привели к созданию этногруппы Vuraj, в которой фольклор соединился с современными музыкальными жанрами.

— Гитара, скрипка, флейта, контрабас, перкуссия, голос — такая была основа. Само название коллектива восходит к полесскому диалекту: именно в некоторых районах Полесья название мифической страны Вырай произносят через «у». В репертуаре у нас много полесских песен, и мы ставим себе задачу сохранить не только эти мелодии, но и сам говор. 

Причем речь часто не идет просто об адаптации народных песен под современное звучание — ребята создают крупные композиции из нескольких песен. В Беларуси первопроходцем в этой области был Владимир Мулявин — за что выслушивал упреки музыковеда-фольклориста Григория Ширмы. На новом витке Vuraj выводит с собой на сцену аутентичные коллективы с Полесья, приобщая молодежную аудиторию не только к своему творчеству, но и к глубинным пластам культуры. 

А у Сергея Долгушева идея за идеей: тут и «Спеўны сход», когда все от мала до велика разучивают песни дедов и прадедов, и первый фестиваль Rajok, прошедший в Национальном историческом музее, и проект Tradycyja, выпускающий книги-диски с песенными сокровищами, которые бережно сохраняют этнографы Беларуси. 

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter