Песней наполняют парашюты

Ансамбль «Голубые береты» я впервые увидел по телевизору в конце 80–х...

Ансамбль «Голубые береты» я впервые увидел по телевизору в конце 80–х: команда участвовала в конкурсе «Когда поют солдаты». Сильное впечатление она тогда на меня произвела! Бравые парни — десантура — с гитарами, из–под кителей виднеются треугольники тельняшек, само собой, береты, сдвинутые набок, и лидер–вокалист — усач Сергей Яровой, исполняющий пронзительную «Синеву». Блеск! Огромный крытый стадион в московских Лужниках принимал их... даже слово «восторженно» не передаст тех эмоций. Потом я «встречался» с группой в других ТВ–проектах, но с развалом СССР слышал о коллективе все меньше и меньше. Что с ним, жив ли, поет ли как прежде? Все нормально — здоров и продолжает выступать! В этом меня заверил его музыкант Юрий Слатов — полковник ВДВ запаса, заслуженный артист России.


Десантные войска — лучшие!


— Вам наверняка доводилось слышать от недоброжелателей, что ансамбль использует афганскую тему в своих песнях для поднятия авторитета в глазах тех, кто не понаслышке знает ту войну (и это при том, что все участники первого состава исполняли воинский долг в Афганистане!)...


— Двое из группы — Сергей Яровой и я — ветераны войны в Афганистане, боевые офицеры. У Ярового — два ордена Красной Звезды, у меня — один: за боевые дела. Поем о том, что видели и прочувствовали сами. И считаем, что именно наши песни, как и других авторов–«афганцев», не дают забыть то время. А когда спрашивают «а не пользуемся ли мы авторитетом «афганцев»?» — это звучит нелепо и смешно. Иногда хочется ответить: «Так пойте! Почему вы не поете об этом? Не умеете? Тогда какие вопросы?»


— В коллектив входят только десантники. Чем–то «десантная» песня отличается от песен других родов войск — своим внутренним нервом, настроением?


— Побывав с концертами у представителей всех родов и видов вооруженных сил России, мы утверждаем: десантные войска — лучшие! В том и заключается отличие «мирного шовинизма» десантных песен!


— Вы выступали во многих «горячих точках». Причем пели и для тех, кто по одну сторону баррикад, и для тех, кто по другую. Можете поделиться ощущениями от таких концертов?


— Действительно, во время конфликтов на национальной почве мы выступали с концертами перед «враждующими» лагерями: молдаванами и приднестровцами, грузинами и осетинами... Ощущения одинаковые — все люди хотят спокойно жить и любить! Никто не хочет войны и беды. Поэтому возникает чувство бессилия. И враждебности к политикам, которые тянут страны в бездну. А нас всегда принимали тепло. Очень. Особенно в Грузии, где народ на редкость гостеприимный. Просто мы все родом из СССР!


— А для армий западных стран пели?


— На американских базах. Когда их военнослужащим говорили, что играют концерт простые воевавшие десантники из России, — они были в шоке. Встречали отлично: не понимая слов, реагировали на ритм, мелодию, интонацию. Обычные парни — так же, как и мы, выполняющие приказ своих политиков. «Упакованы» были в 100 раз лучше, чем мы, а что в мозгах — не нам судить.


— Что такого произошло между группой и ее бывшим участником Олегом Гонцовым, раз он запретил вам исполнять его песни и включать их в сборники «Беретов»?


— Во всех своих последних интервью Олег Иванович заявляет, что именно он создал «Голубые береты», приводя такие аргументы: мол, когда в Афганистан прибыл Яровой, они уже играли в каптерке на двух гитарах и спичечном коробке (почти цитирую Гонцова). Так бы и играли в каптерке, если бы Сергей Федорович не пробил аппаратуру. В 1988 году мы все должны были возвратиться в Советский Союз — истекал срок службы. Что и сделали четверо из пяти музыкантов группы. Гонцов остался в Афганистане, хотя прослужил там 6 (!) лет, а это диагноз для человека, которому нравится воевать. Будучи очень амбициозным, он тут же создал в 350–м парашютно–десантном полку коллектив. Знаете, с каким названием? «Голубые береты»! А ведь уже было принято решение командованием ВДВ сохранить группу и придать ей статус «ансамбль воздушно–десантных войск» — во главе с Яровым. С того и начался личный конфликт Гонцов — Яровой. Олег в 1989 году в составе 103–й воздушно–десантной дивизии оказался в Витебске, где позже совершил преступление и был осужден. Его песни входили в сборники группы. Он действительно запретил их туда помещать и потребовал авторских отчислений. Учитывая, что 90% компиляций были «пиратскими» и денег мы за них никогда не получали, в гонораре господину Гонцову отказали.


— А правда, что первую аппаратуру ансамблю подарил белорусский комсомол?


— Да, первая хорошая профессиональная звуковая аппаратура прибыла в 1985 году в Кабул в 103–ю воздушно–десантную дивизию из Минска — от ЦК комсомола Белоруссии. Обожаем вашу страну! У вас такие добрые люди и синее небо! Процветания вам! Мы с радостью откликнулись бы на приглашение выступить у вас!


Некоммерческая группа


— Как вы считаете, нужен ли сегодня такой телевизионный конкурс, как «Когда поют солдаты», в котором ансамбль когда–то победил? Или он сделал свое дело и выглядел бы чужеродным проектом на современном ТВ?


— Не хочется считать себя консерваторами, но именно сейчас он с нашей точки зрения был бы живительным родником для российского телевидения.


— Эстрадные артисты любят жаловаться, как у них все непросто складывается в карьере. А какие трудности испытывает ваш коллектив?


— «Голубые береты» — пенсионеры российского министерства обороны. Коллектив, на протяжении 25 лет культивировавший службу в армии и, если можно так выразиться, рекламировавший ее, был уволен в связи с сокращением штатных единиц. Нас даже не поблагодарили... Мы все равно выступаем — приглашений на гастроли хватает. С другой стороны, спрос на патриотические песни в странах бывшего СССР чрезвычайно низок. И рассуждать о коммерческом успехе группы, мягко скажу, не имеет смысла. Хотя и говорить о ее полном забвении преждевременно. Невысокие гонорары за концерты, искренность песен, живое исполнение дают возможность быть востребованными.


— А кто из певцов и певиц реально популярен у солдат и офицеров, вы же общаетесь со слушателями?


— Я пять лет веду на «Радио Шансон» программу, ориентированную на солдатские песни. Из артистов у слушателей наиболее популярны «Любэ», Александр Маршал и Газманов с песней «Офицеры».


— «Голубых беретов» пытался прибрать к рукам шоу–бизнес?


— Он остался в стороне по причине нашей когда–то принадлежности к министерству обороны. А теперь уже поздно — заинтересованности нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter