Песнь песней

Храп имеет громкость от 20 до 80 дБ...

Вы точно не в восторге от этого «симфонического произведения»? С мажорным настроем и нотами форте, которые мучают целую ночь? Когда не за стеной, а прямо под боком лидирует «духовой инструмент»? Что говорить, мало кто воспринимает храп ближнего как песнь умиротворения. По большей части раздражает! Абстрагироваться не получается, затыкать свои уши, тормошить человека–«оркестра» практически бесперспективно. Остается последнее — спрятаться от этой муки в соседней комнате.


Громкоспящие


Храп имеет громкость от 20 до 80 дБ. Как это оценить? К примеру, спокойный разговор людей происходит на уровне 35 дБ, бурлящий поток автомагистрали выдает 80 — 100 дБ, рев двигателя самолета — около 130 «шумовых единиц». Потому, если вторая половина «дудит» на всю мощь, то вам и глаз не сомкнуть. Кстати, встарь на Руси громкий храп связывали с недюжинным здоровьем и силой, определяя как богатырский. Ныне об этом иное мнение. Полюсное. Врачи говорят об опасности храпа, если он сопровождается остановками дыхания. Называют это синдромом обструктивного апноэ сна, что приводит к кислородному голоданию. Следствие его — нарушение работы головного мозга и сердца. А это прямая дорожка к аритмии, высокому давлению. Тут рукой подать до угрозы инфаркта и инсульта.


Еще один фактор риска: проснувшись, человек чувствует себя неотдохнувшим. Он раздражен, не собран, вял. По данным статистики, американские водители, страдающие синдромом задержки дыхания во сне, в семь раз чаще подвержены риску аварий. Как определить, есть ли у человека апноэ? Он храпит очень громко и «вкусно», а потом вдруг резко стихает. Пытается вдохнуть, но не может. Через паузу, которая длится несколько секунд, следующий всхрап такой мощный и громкий, что будит порой самого спящего. Причем случаются подобные задержки дыхания порой до нескольких десятков раз за ночь. Мозгу катастрофически не хватает кислорода. Самое страшное — у человека, который считает себя здоровым, возникает риск внезапной смерти.


Не тихим сапом


Причин, как говорят врачи, у этого акустического феномена, множество. «Храп — большая комплексная проблема, и решают ее обычно несколько специалистов. Помимо отоларинголога, это терапевт, невролог, эндокринолог, ортодонт, — рассказывает заведующая кафедрой оториноларингологии БелМАПО профессор Людмила Петрова. — При необходимости врач направляет пациента на рентгенографию черепа. Сегодня разработан четкий алгоритм диагностики и лечения храпа. И если касаться подробнее причин состояния, то часто ими становятся анатомо–биологические изменения носа, глотки или гортани. Например, увеличенные миндалины, низкий тонус мягкого неба, полипы в носу и др. Это приводит к уменьшению просвета между мягким небом и задней стенкой глотки, когда человек принимает горизонтальное положение. Потому воздух со свистом, стоном, рыком вырывается во время сна».


Следующая группа причин — изменение зубочелюстной системы: готическое небо, маленькая нижняя челюсть и др. Тут вам прямой наводкой надо бы к врачу–стоматологу–ортодонту. Далее в списке — неврологические расстройства, вызывающие нарушения иннервации мышц верхних дыхательных путей. Еще один виновник храпа — лишний вес. Вы и сами замечали: громче и «страшнее» храпят именно тучные люди. Все потому, что жировые клетки откладываются не только на бедрах и животе, но и на мышечной ткани мягкого неба и стенках глотки, из–за чего просвет между ними сужается. В этой ситуации нужна консультация эндокринолога: лишний вес может быть следствием нарушения обмена веществ. Наконец, виновники громких ночных рулад — алкоголь и табак. Обращали внимание, выпив лишнего, человек, который обычно спит спокойно, начинает храпеть так, что «дрожат от страха» стены? Все из–за того, что алкоголь расслабляет мускулатуру глотки. Курение же провоцирует ее хроническое воспаление.


И–и–и–и раз...


Что делать «соловьям–разбойникам»? Если это обычный храп — нет явных изменений носа и глотки, — достаточно консервативного подхода. Есть лишние килограммы — значит, надо прежде похудеть. Далее заняться укрепляющей гимнастикой мышц мягкого неба. Третье — получить физиотерапевтическое лечение. Что касается упражнений, заметный эффект дает произнесение нараспев буквы «и». Наберите побольше воздуха в легкие и тяните что есть сил, повторяя 25 — 30 раз. Заниматься надо регулярно пару месяцев подряд. Что еще? Кому–то доктор порекомендует специальные спреи, повышающие тонус мышц мягкого неба, внутриротовые приспособления, которые надевают на ночь. Некоторые из них напоминают боксерские шины, которые фиксируют челюсть в правильном положении. Таким образом, можно спокойно спать, не беспокоя близких.


Если вопрос намного серьезнее — обнаружен синдром апноэ, а причина состояния — изменения верхних дыхательных путей, требуется операция. Для одного пациента решением будет удаление миндалин или аденоидов. Для другого — комплексное вмешательство, когда хирург укрепляет мышцы мягкого неба, сшивает небные дужки и др. Бояться этого точно не стоит. Операция хорошо переносится. Ведь сейчас применяют лазерные технологии, метод радиоволновой хирургии, что дает шанс уменьшить объем операции и провести ее бескровно. Самое главное: спустя некоторое время после работы хирургов в прошлом «тяжелохрапящие» пациенты проходят холтеровское мониторирование (это когда портативный приборчик, прикрепленный к груди, круглосуточно фиксирует основные показатели дыхания и сердечно–сосудистой деятельности) — и оказывается, что у многих исчезли не только остановки дыхания во сне, но и сердечные аритмии. Побеждены беспокойный апноэ и его «хмурые» перспективы.


«Сонная проверка»


Есть большой нерешенный вопрос. В наших клиниках нет аппарата для диагностики синдрома апноэ — полисомнографа. Почему? «Это дорогое удовольствие. Но крайне необходимое. Прибор позволяет фиксировать важные физиологические параметры организма во время сна. Таким образом, исследование дает развернутую картину состояния, — поясняет Людмила Петрова. — Главное — полисомнограф определяет «уровень проблемы». Ведь причиной апноэ может быть патология носа, глотки, гортани или диафрагмы. Нашли, допустим, у человека искривление носовой перегородки, прооперировали, а храп не исчез. Потому что, оказалось, не это основная проблема». Будь у отоларингологов полисомнограф, просчитали бы все «до миллиметра».


Справка «СБ»


Храпят около 25 — 30 процентов населения. Мужчины в 3 — 4 раза чаще, чем женщины. Интересно, что в возрасте от 40 до 60 лет соотношение иное — «ночными пассажами» увлекаются 60 процентов представителей сильного пола и 40 — слабого. Это, по мнению специалистов, самый «храпогенный» возраст. После 65 лет имеющих такую проблему становится значительно меньше. За год только в РНПЦ оториноларингологии хирурги проводят около 40 операций по поводу синдрома апноэ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter