Ветеран ГАИ: почему из-за недисциплинированных пешеходов должен нести ответственность водитель?

Пешеход и переход

Утром в один из будних дней мне довелось стать свидетелем дорожного происшествия на минской улице. Водитель автомобиля резко затормозил перед пешеходным переходом, чтобы пропустить спешащего человека, который быстро шагнул на дорогу. Водитель следующего за ним авто среагировать не успел...


На мой взгляд, причина дорожного происшествия — несоблюдение дистанции. Удивило другое. Пешеход с широкой улыбкой на лице быстрым шагом продолжил движение, мельком бросив взгляд на машину виновницы ДТП с разбитым радиатором.

Хотелось догнать его и «сказать пару ласковых», но итог подобных разборок всегда непредвиденный. Сдерживая свой порыв, стал винить себя в том, что это результат в какой–то степени и моих недоработок во время многолетней службы в Минской госавтоинспекции.

В советские времена, когда сотрудники Госавтоинспекции, и я в том числе, начинали наводить порядок в пешеходном движении в Минске, прежде всего взялись за профилактическую работу. Подключили к ней общественность, профсоюзные комитеты, комсомольские и партийные организации, средства массовой информации. Было и такое: в центре города общественники ГАИ цепью выстраивались по краю тротуара, чтобы удержать пешеходов от перехода улицы в неположенном месте. Нарушителей наказывали и сообщали на работу, где администрация предприятия вместе с общественными организациями резко реагировали на их проступки. Вели разъяснительную работу — прямо на улице из машины ГАИ по громкой связи, на субботних лекториях, постоянно говорили о неприкосновенности пешехода на обозначенном переходе. И достигли желаемого. Призыв «Обходи трамвай спереди, а автобус сзади» ушел в небытие, пешеходы нашей страны стали самыми примерными в Советском Союзе. Статистика свидетельствовала о снижении дорожно–транспортного травматизма. Мы свершили нечто такое, о чем заговорили во всем СССР. Переходить дорогу по пешеходному переходу стало безопасно и привычно. Пешеход стал дисциплинированным и, более того, превратился в нашего волонтера в части профилактической работы с иногородними. Но, как мне теперь видится, мы мало уделяли внимания ст. 17.2 ПДД, которая обязывает пешехода, прежде чем пересекать проезжую часть, убедиться, что выход на дорогу безопасен и своими действиями он не создаст препятствия для движения транспортного средства и угрозу личной безопасности. И сегодня, на мой взгляд, необходимо вносить изменения в законодательство и привлекать к ответственности тех, кто не соблюдает это правило. Однако как доказать вину? Здесь необходимы не только свидетельства очевидцев, средств фиксации, но и прежде всего совершенствование законодательства.

Недавно наблюдал на проспекте Пушкина на нерегулируемом пешеходном переходе такую картину. Впереди движется «Фольксваген», водитель которого почему–то остановился перед пешеходным переходом. Естественно, остановился и я. Вижу, как слева, при четырехполосном движении транспорта в каждом направлении, человек только ступил на пешеходный переход. А надо ли останавливать автомобиль в данной ситуации? Водителей уже довели до такого «уважения к пешеходу», что он в большинстве случаев заранее останавливается и приглашает другого участника движения перейти улицу. На мой взгляд, законодателям стоит привести в соответствие норму права в этой части. Пересмотреть такой односторонний обвинительный уклон по отношению к водителям. Ведь порой виноваты и пешеходы.

Безусловно, водителям надо быть более дисциплинированными и ответственными. Вальяжность за рулем, телефонные разговоры во время движения, управление в состоянии алкогольного опьянения... А сколько ДТП по причине агрессивного вождения! И тут законодателям тоже есть над чем поработать. С какой стати пострадавший должен ходить по судам, требуя возмещения причиненного ущерба? А если еще он лишился возможности самостоятельно передвигаться? Полагаю, что автомобиль, кому бы он ни принадлежал, в случаях явной вины водителя должен быть изъят и реализован для возмещения ущерба пострадавшему.

На мой взгляд, сотрудникам Госавтоинспекции нужно усилить профилактическую работу в коллективах, школах, транспортных предприятиях по неукоснительному соблюдению пешеходами требований ст. 17.2 ПДД и ждать изменений в законодательстве.

Константин АНДРОНЧИК, бывший командир батальона дорожно–патрульной службы УГАИ ГУВД Мингорисполкома, председатель совета ветеранов УГАИ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter