Папа и мама разводятся, делят детей, украдкой встречаются с любовниками. Сын — правдоискатель — изобличает их фальшивые отношения. А заодно, все лицемерное общество. Пьеса изобилует цитатами: из Библии, античных философов, писателей-экзистенциалистов… Заканчивается все печально: подросток выбрасывается из окна и превращается в удобного всем идиота.
Появление пьесы, где страстно обличается идеологическая фальшь, вообще, объяснимо: оттепель, общение с такими людьми, как Андрей Вознесенский, желание преодолеть ярлык «бытописателя». Высказать наболевшее...
Впервые «Зацюканага апостала» публикуют в 1969 году в журнале «Полымя», затем в 1971-м — в журнале «Театр». Что касается постановок, по традиции в Беларуси ждали отмашки «из центра». 9 декабря 1970 года состоялась премьера в Московском театре сатиры. Затем уж за пьесу взялись и белорусские театры.
Конечно, реакция была разной. 24 декабря 1971 года в газете «Літаратура і мастацтва» появляется отзыв режиссера А.Скибневского: «Як рэжысёр я не адзін раз перачытаў п’есу і не знайшоў у ёй сапраўды макаёнкаўскіх карэнняў, паглыбленых у рэальнае жыццё... Ці не пагнаўся ў дадзеным выпадку А.Макаёнак за модай, якая часам ставіць за мэту эпаціраваць гледача, хавае за падтэкстам розныя намёкі і прэтэнзіі на філасафічную глыбіню?»
В интервью журналу «Театральная жизнь» Макаенок скажет: «Я вот думал, что «Зацюканага апостала» поставят десять-пятнадцать театров, на большее не рассчитывал». На самом деле драматург очень высоко ценил свою пьесу. В письме к дочери Алле от 17 мая 1975 года он пишет: «И знаешь — ведь не в подарке счастье, а в ожидании его, в надежде, что ты его получишь… (Помнишь, откуда это? Из « Зацюканага апостала»!)» В другом письме говорит, что сочиняет пьесу, и надеется, что она будет «не хуже, чем «Зацюканы апостал».
Пьесу ставят до сих пор.
cultura@sb.by