«На контроле Президента»: комбайн на газомоторном топливе

Первый в мире

Первый в мире комбайн на газомоторном топливе появился в Беларуси. С чем столкнулись разработчики и как им удалось преодолеть все преграды? Об этом — очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».



Еще в 1990‑е годы было множество статей, в которых люди писали, что надо сделать газовый комбайн — будет невероятная экономия. Но в конечном итоге статьи завершались тем, что сделать подобное невозможно. В свое время молодой и амбициозный инженер‑конструктор «Гомсельмаша» наткнулся на одну из таких статей и загорелся идеей. Проект инновационной машины разрабатывал по ночам, чтобы не отвлекаться от основной работы. Первая цифровая модель инновационного «Палесся» появилась в сентябре 2016‑го. Но неожиданно возникла стена непонимания, вспоминает ныне ведущий инженер‑конструктор научно‑технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Глеб Ермольчик:

— Ни один поставщик газобаллонного оборудования не хотел с нами сотрудничать. Говорили: «Покажите нам хоть один такой комбайн. Почему их не делают немцы? А почему не делают американцы что‑то похожее? Зачем «Гомсельмаш» приступает к этой работе, не беря за основу опыт других?» Приходилось долго убеждать, вести тяжелые переговоры.


Нашим инженерам пришлось проделать колоссальную работу и доказать всему мировому экспертному сообществу в комбайностроении, что газ на «Палессi» — не только безопасность, но и реальная выгода и более высокая мощность при минимальных затратах. Ведущий инженер‑конструктор отмечает:

— Как мы заправляем обычные комбайны и автобусы? Идет открытая струя, которая может вылиться на пол, ведь бензин и дизтопливо тяжелее воздуха. Метан же легче воздуха, он бесследно испаряется. Все системы, которые заложены в конструкцию, рассчитаны на форс‑мажор. Так проектируется любая ответственная система: прежде всего — безопасность, затем рациональность и экономика.



Найти подходящий двигатель было не так просто. Силовой агрегат комбайна практически всю смену должен работать на максимальных оборотах, в автомашине же он эксплуатируется на полную мощность не более 20% времени поездки. Мощность двигателя — 350 лошадиных сил, производительность — 12 кг в секунду. Он дороже, чем у других комбайнов. Но сопоставимо с импортными аналогами мировых производителей дизелей.

Впрочем, даже столь убедительные доводы не позволили гомсельмашевцам рвануть с места в карьер. Прежде чем ставить машину на конвейер, необходимо четко изучить все ее плюсы и минусы. Это требование Главы государства. Президент поручает провести эксперимент — отправить новинки на поля хозяйств Гомельской области на весь агросезон:

— Вот, допустим, колхоз имени Ленина. Отдали им 8 комбайнов и всю инфраструктуру, что надо для заправки. Иди и смотри! Вот и испытания будут здесь у вас, в Беларуси — одна площадка. В Татарстане, Казахстане или Украине, где вы захотите, — вторая. Очень важно, когда ты у себя используешь. Это, как у военных — возьмите оружие наше. Как с «Полонезом» было? Покупатель приходит: «А где у вас он в армии?» Поэтому когда создали ракету, я им сказал: «Сразу ставьте себе на вооружение!» Мы поставили на вооружение — начали покупать. И так везде.



…Испытания первой машины проходили в Буда‑Кошелевском районе в постоянном сопровождении специалистов завода‑изготовителя. По словам инженеров и механизаторов, техника проверку полем прошла на отлично. Но все же некоторые детали, говорит начальник сборочно‑сдаточного цеха ОАО «Гомсельмаш» Юрий Каливошко, решили усовершенствовать:

— От всех модификаций ранее выпускаемых комбайнов, как 1624, 2124, машина 4118 взяла только самое лучшее. Поэтому, думаем, качество тоже будет достойное. Ответственность ведь действительно большая: мы знаем, что такое газ. Поэтому первый и главный вопрос — качественно собрать и испытать данную технику.

Заместитель гендиректора ОАО «Гомсельмаш» Александр Конопацкий рассказывает:

— Сегодня в составе холдинга есть научно‑технический центр комбайностроения, а это более 600 высококлассных специалистов, инженеров‑конструкторов, которые ежедневно плодотворно трудятся над созданием новых машин. Нужно отметить, что работа НТЦК построена не на следовании за кем‑то, а на разработке перспективных принципиально новых машин. Мы смотрим на шаг вперед — на перспективные направления развития сельскохозяйственного машиностроения.



Первые 4 машины из новой партии купила расположенная в Гомельском районе птицефабрика «Рассвет». Одним из первых за штурвал новинки сел механизатор Василий Шаповалов, у которого это уже 20‑я — юбилейная — уборочная. И третий по счету комбайн, так что есть с чем сравнивать:

— Здесь кондиционер, освещение всего, компьютер показывает все неисправности. Техника доведена до уровня XXI века, все расположено удобно и в управлении слушается.

Старт нынешней уборочной кампании выдался дождливым. И аграрии в буквальном смысле ловят каждую погожую минутку. Поэтому комбайны с конвейера сразу отправляются в поля. Впрочем, таких высоких темпов эти машины, по всей видимости, не боятся. И метр за метром убирают налитые зерном колосья тритикале. Но здесь возникает самый резонный вопрос: оставляет ли после себя суперсовременный «Палессе GS4118К» урожай на полях? Главный агроном ОАО «Птицефабрика «Рассвет» Дмитрий Калугин поясняет:

— Эти машины действительно убирают чисто, после себя не оставляют зерна ни в колосе, ни на земле. Они лучше вымолачивают по сравнению с другими марками этих моделей.



Ближе к вечеру на поле приезжает передвижная газозаправочная станция. У механизаторов пауза. Ведь за весь процесс загрузки метана в баллоны отвечают специалисты ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». 15 минут — и комбайн полностью заправлен. Объем заправки составил 182 куба на сумму 189 рублей 30 копеек.

Одна такая мобильная заправка может «накормить» сразу 10 комбайнов. И стоимость газа практически ничем не отличается от той, что на стационарных заправках. В каждой области сегодня по две‑три такие машины. Так что «Газпром трансгаз Беларусь» готов обеспечить потребности в метане практически любого хозяйства в стране. И ожидания от газового «Палесся», по словам главного инженера ОАО «Птицефабрика «Рассвет» Сергея Парукова, оказались оправданными:

— Если сравнивать два комбайна — с дизельным двигателем и на этом виде топлива, то уже с первых дней мы добились экономии при полностью рабочей смене минимум в 300 рублей с каждого комбайна. То есть 4 комбайна нам позволяют сэкономить за смену 1.200 рублей. Еще одна особенность — конструкторы изменили программное обеспечение, управление силовой установкой. Теперь автоматика сама поддерживает заданный режим, более гибко реагирует на изменение нагрузки, что способствует качеству и скорости уборки.



Всего хлеб с полей страны в этом агросезоне убирают 8 таких комбайнов. Первый опытный образец сегодня убирает урожай с полей Татарстана. Посмотреть на новинку и оценить ее превосходство уже приезжают представители многих хозяйств страны‑соседки. Ну а перед мировым экспертным сообществом белорусский комбайн предстанет в ноябре — на крупнейшей международной выставке сельхозтехники в немецком Ганновере. На которой как конкуренты, так и будущие покупатели убедятся: между такими критериями, как бренд под маркой Made in Belarus, мощность, экономичность и экологичность, можно уверенно ставить знак равенства.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter