Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Ирина ГАПОНЕНКО:
Подайко (бел. Падайка) — личное имя в функции фамилии. В ономастических источниках оно не фиксируется, но представляется вполне предсказуемым в ряду таких личных имен, как Под, Пада, Падо, Падей, Падась. В «Словаре народных форм русских имен» А.В.Суперанской они отнесены к разговорным вариантам церковных имен Анемподист (в переводе с греческого — «беспрепятственный, не встречающий препятствий»), Елпидифор («несущий надежду»), Лампад («факел, светильник, молния»).
В записи белорусского диалектолога Ивана Яшкина от местных старожилов Царык (ударение на первом слоге) — это помощник царя в колядном обряде. У белорусов есть целый ряд фамилий с основой Цар– : Царь, Цароў, Цараў, Царыкаў, Царкоў, Царэвiч, Царэнка, Царанкоў, Царыковiч, Царанковiч, Царынковiч, Царук, Царынскi, Царкоўскi, Царэўскi. Нередко встречаются и прозвания от этой основы (особенно на Могилевщине): Царь, Царек, Царик, Царичок. Все они обнаруживают связь со старинным обрядом «Щедрец», который сопровождался веселым народным гуляньем. По свидетельству старожилов, молодые парни под Новый год наряжались в костюмы животных (козы, медведя), ходили по домам, пели колядные песни, разыгрывали сценки, за что получали угощение. Главой этой компании был Щедрец. На голове у него обычно был убор из блестящей бумаги, напоминающий корону. За это в народе он назывался Царем. Царик, а также названные выше носители фамилий — потомки такого Царя. Прозвание Царь человек мог получить и по другим причинам. В одной деревне односельчане в насмешку прозвали Царем бедняка, не имеющего ни кола ни двора. В древности прозвание Царь давалось детям из желания видеть своего потомка властелином. На Руси прозвания крестьян Царями в письменных памятниках встречаются с 1495 года (Новгород). Среди белорусов их также немало. Но у нас чаще всего так прозывали людей суровых, деспотичных, которые стремятся подчинить себе других.
«Расскажите, пожалуйста, о происхождении фамилии моего отца — Скуратович, и матери — Акопян. Кристина, Минск».
— В основу фамилии Скуратович могло быть положено белорусское диалектное слово «скуратнiк» — «тот, кто обрабатывает кожу (скуру); «кожевник» («Слоўнiк беларускiх гаворак паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча»). Суффикс —евич обозначает родственные связи: Скуратович — потомок скуратника. Возможен и иной вариант образования фамилии. На Могилевщине зафиксировано прозвание Скурат (Шкурат). В нарицательной функции скурат — это лоскут кожи (скуры), в переносном смысле — человек задиристый, неуживчивый. Скуратович — потомок Скурата. У белорусов есть фамилия Скурат.
Фамилия Акопян — армянского происхождения. Она образована от имени Акоп с присоединением суффикса —ян, характерного для армянской антропонимии. Акопян — сын Акопа.
Жду ваших писем!