Первый трижды Герой

Президент РФ Владимир Путин 6 марта выступил на торжественном собрании, посвященным 100-летию Александра Покрышкина, назвав легендарного летчика-аса истинным и преданным патриотом, доказавшим, как много может сделать человек для своего Отечества.

В России отметили 100-летие легендарного летчика-аса Александра Покрышкина

Президент РФ Владимир Путин 6 марта выступил на торжественном собрании, посвященным 100-летию Александра Покрышкина, назвав легендарного летчика-аса истинным и преданным патриотом, доказавшим, как много может сделать человек для своего Отечества.

Путин приехал в Новосибирский театр оперы и балета, где в честь памятной даты шел торжественный вечер. Он поприветствовал присутствующего в зале сына Покрышкина Александра Александровича. В зале присутствовали также его внуки и правнуки.

Президент обратился к собравшимся с речью, призвав всех россиян брать пример с таких сынов Отечества. "Для России Покрышкин не только отважный ас и непобедимый воздушный боец. Александр Иванович был истинным, преданным патриотом нашей родины", — сказал Путин.

Он отметил, что сегодня много говорят и даже спорят о патриотизме, о том, какими смыслами, какими устремлениями и ценностями должно быть наполнено это чувство. "Но есть люди, сама жизнь которых дает нам ясные ответы на эти вопросы. Среди них, безусловно, Александр Иванович Покрышкин, доказавший как много может сделать человек для своего Отечества", — сказал глава государства.

Путин отметил, что у него была одна цель — освобождение родной страны. "Его доблесть, ум и слава вдохновляли бойцов по всему фронту, поднимали их на новые подвиги. 30 летчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них — дважды Героями Советского Союза", — напомнил президент.

Путин подчеркнул, что боевая биография летчика-аса — это "только победы, поражений он не знал". "Там, в грозном военном небе, оттачивалась его уникальная наука — побеждать, а на земле он анализировал все детали воздушного боя, изобретал новые тактические приемы, каждый его смелый маневр был продуман до мелочей", — рассказал глава государства.

Путин обратил внимание на тот факт, что для молодых пилотов и для своих однополчан Покрышкин был больше, чем командиром, он был боевым товарищем. "Все знали, что Покрышкин никогда никого не бросает в беде, и помнили его слова: "Мне свои ребята дороже сбитого самолета. Вместе мы их больше насшибаем", добавил президент.

Путин напомнил, что истребительная дивизия под командованием Покрышкина сбила 1,147 тысячи самолетов противника. "Такие люди, как Александр Иванович Покрышкин — это золотой фонд нашей страны. И очень важно, чтобы наша память о нем не ограничивалась сегодняшним праздником. Память об этом выдающимся человеке должна быть живой, активной, действенной, она должна работать так, как это делал он", — заключил Путин.

Глава государства высказал мнение, что о таких людях нужно снимать фильмы, писать книги и передавать их воспоминания, именно благодаря этим материалам можно возродить послевоенный опыт работы с молодежью.

РИА "Новости"

                                                                       * * *

Говорят: подвиг – это следствие чьего-то разгильдяйства.

Не всегда.

Подвиг может быть производным от расчетливой мысли.

Один человек доказывал это на протяжении четырёх лет войны. Той самой, Великой Отечественной, ставшей символом массового героизма.

Героизма, нередко, к сожалению, действительно бывшего следствием чьего-то разгильдяйства. Подчас – и преступления. Но был человек /и не один!/, который свои подвиги планировал. Три звезды Героя на его груди – свидетельство, что такое планирование весьма эффективно.

Звали его Александр Покрышкин. Сегодня легендарному асу исполнилось бы 100 лет.

"Подвиг требует мысли, мастерства и риска" — это его слова. Слова лётчика, который в небе войны добился 59 личных побед, в первый свой бой вступив в первый же её день, а боевой счёт открыв на второй.

Все признают: он был лётчик милостью Божьей. Но это не совсем так. Эту милость он постоянно пополнял, улучшал, "домилостивливал", так сказать, - сам. Подмастеривал божий дар собственным расчётом. Уже 3 июля 1941-го, оказавшись в санчасти с первым ранением, Покрышкин начинает записывать свои мысли о правильном ведении воздушных боёв в тетради с характерным названием "Тактика истребителей в бою". Описания, соображения, схемы, расчёты.

Это – десятый день войны. Советская авиация горит на земле и в воздухе. Она – будем говорить правду – не была готова к современной войне. Ни технически, ни тактически, ни организационно.

В достатке было только героизма. С избытком даже.

А простой комэск думает о том, как вести войну по- новому. По сути, разрабатывал новый Боевой устав авиации. Самостоятельно. Но не для себя. Как он сам писал, новые тактические приёмы "пригодятся моим друзьям, летчикам эскадрильи и полка".

Пересмотра уставов не любит ни одна армия. Тем более – армия, оказавшаяся в таком отчаянном состоянии, как Красная в 1941 и 1942 годах. Поэтому закономерно, что Покрышкин нередко получает свою долю неприятностей. Однажды дошло даже до исключения из партии и вывода из штатного состава полка. По тем временам это означало столь много, что последовавший отзыв представления к званию Героя Советского Союза можно было рассматривать как награду.

Тем не менее, Покрышкин от своего не отступает. Тем более что результат налицо.

Вынырнуть в ходе разведки из облачности на высоте 30 метров от земли и заметить сосредоточение вражеской танковой группы из 200 машин – это и сегодня подвиг. Или подобраться к чужому самолёту, который крадётся под кромкой облаков на высоте 70 метров – подобраться снизу! – и сбить его. И ещё жаловаться потом на "скверное настроение": "чуть не столкнулся"!

Или ввосьмером пойти на восемь десятков бомбардировщиков противника, прикрываемых 10 истребителями. И развалить их строй, ссадив попутно с неба 13 машин врага. Или вчетвером устремиться против 50. Или в одиночку против восьми.

И ни одного поражения!

Это стало расхожим местом в воспоминаниях о войне, но было на самом деле: немцы отзывали с неба свои самолёты, если наблюдатели докладывали, что против них вылетел Покрышкин… Ещё бы – когда при его появлении разваливались целые эшелоны вражеских налётчиков!

Но повторю главное: это не результат одного лишь личного мастерства лётчика. Свою "кубанскую этажерку", "маятник", "соколиный удар" и другие тактические приёмы он рассчитывает и изобретает для всех. И то, что стрелять во врага надо с ближайшего расстояния, когда "видишь заклёпки" – тоже. И главную формулу: "Высота — скорость — маневр — огонь!" Родилась целая система подготовки асов, которая уже не зависела от той самой "милости Божьей", а была порождением покрышкинской максимы: "Подвиг требует мысли, мастерства и риска". И не случайно другой трижды Герой Советского Союза признавал, что научился подвигу от Покрышкина.

Такая заблаговременная "подготовка подвига" эффективно действовала и позже, когда Александр Покрышкин был назначен командиром дивизии. Только теперь о нём вспоминают как об искуснейшем организаторе наземного хозяйства авиачастей, мастере быстро и точно перебазировать сложное авиационное хозяйство, умелом руководителе боями масс самолетов. По сути – тот же подвиг, особенно, если вспомнить, как много машин потеряли советские ВВС на земле в начале войны…

Это и есть планирование подвига. Каждый день. Каждый вылет.

В этом – главный урок, оставленным нам Покрышкиным.

Хотя и 59 сбитых врагов – тоже хороший пример…

Александр Цыганов (ИТАР-ТАСС, Москва)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter