Народный календарь: традиции празднования Медового Спаса

Первый Спас — проводы лета

Август белорусы называли «даручым». В поле кипела работа по уборке урожая. Ягодами и грибами одаривал лес. В воздухе, наполненном запахом скошенной травы и меда, уже проступали нотки приближающейся осени. Погода становилась непостоянной: то ярко светило солнце, то лил, не переставая, дождь.


12 августа — день памяти святого мученика Иоанна Воина. Он жил в IV веке. По происхождению был славянином. Во времена гонений на христиан служил у римского императора Юлиана Отступника и всячески содействовал христианам, помогал устраивать побеги. Святой проявлял милосердие не только к христианам, утешал скорбящих, навещал больных. Наши предки почитали Иоанна Воина, заказывали молебен в церкви и просили его найти то, что было когда‑то утеряно или украдено. В этот день примечали: если душно и насекомые кусаются, то скоро пойдет дождь. Звезды сильно мерцают перед рассветом — к обильным осадкам. Много рябины поспело — осень будет ранней и дождливой, а зима — холодной.

Август богат праздниками — Спасами. Слово «Спас» означает Спаситель, или Иисус Христос. В честь него и были названы летние торжества, которые традиционно празднуются христианами. 

Самый первый Спас отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. В основе первого Спаса — праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя: именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. По преданию, в этот день крестился и сам князь Владимир. 
Первый Спас называют еще Маковеем, Спасом на воде, Мокрым, или Медовым. В храме в этот день положено освящать воду, мед и мак. Верующие причащаются. 
В этот день старались не только умыться «чыстай вадзiцай», но и обливались сами, зачерпнув пригоршню из родника, опрыскивали стоящих рядом. К слову, обрядовые обливания присутствуют в традициях многих народов. Например, этнические белорусы Сибири и в наше время сохраняют этот обычай. 

К первому Спасу пчеловоды получали урожай меда. Тяжелый, как золото, пчелиный дар — рекордсмен сладости и целебности. Прежде даже варенье варили на меду. К сбору золотого лакомства пчеловод одевался празднично. Работая с дымарем, брал только живой огонь, который получал в результате трения дерева или от искр из кремня. «Пчаляр» обязательно должен был угостить изысканным продуктом не только родных и соседей, но и незнакомых людей. Детям, что наблюдали за его вкусной работой, обязательно давали мед с собой. Иначе не будут роиться пчелы. 

Традиционным белорусским напитком на Медовый Спас была медовуха. Готовили напиток так: мед растворяли в воде, кипятили, снимали пену, добавляли сок клюквы, черники, малины. Затем снова кипятили и разливали по бутылям. Закрытым его выдерживали в склепе неделю или две. Такая медовуха относилась к легким напиткам. Для более крепких медов делали более сильную концентрацию и для выдержки закапывали емкость с напитком в землю на несколько недель и даже месяцев.

Обязательны на столе пироги и блины с маком. С них начиналась трапеза. Во время праздничной «вячэры» пели песни, загадывали загадки о маке и меде, вспоминали пословицы об этих продуктах. Девушки водили хороводы и осыпали парней маком, чтобы быстрее выйти замуж.

В этот день можно было определить, какой будет осень. Дождь на Маковея обещал грибную осень, а вот засуха предвещала пожары. А еще в народе говорили так: «Ад Першага Спаса — халодныя росы», «Першы Спас — провады лета».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Ольга ПАК