На референдуме в Кыргызстане проголосовали за изменение конституции. Поможет ли это выйти из политического кризиса?

Первый шаг на пути к большому делу?

В Кыргызстане на днях прошел референдум об изменениях в основной закон страны. Около 80% участников поддержали эту инициативу – теперь страна фактически переходит от парламентской формы правления к президентской. Некоторые аналитики называют это первым шагом на пути преодоления политического кризиса в государстве. Почему?


Для начала, коротко – о сути основных изменений в конституции, которые подразумеваются по итогам референдума. Она заключается в усилении полномочий президента, уменьшении прав парламента и сокращении его численности со 120 до 90 человек. Иначе говоря, Кыргызстан фактически переходит от парламентской формы правления к президентской – такой строй в государстве действовал до 2010 года. 

Поправки в конституцию поддержали большинство участников референдума – около 80%. При этом нужно учитывать, что явка, по сведениям различных источников, составила примерно 35–37%. Это еще не значит, что изменения в основном законе страны поддерживает только треть имеющих право голосовать граждан. Ведь мы не знаем, какое предпочтение высказали бы воздержавшиеся от участия в референдуме. Возможно, они бы тоже согласились с поправками. Во-первых, потому что 80% даже при выборке в более миллиона человек свидетельствует о наличии общественного запроса на изменения. Во-вторых, потому что не устрой граждан итоги референдума, они бы это уже продемонстрировали. А ситуация в Кыргызстане спокойная.

Теперь, когда голосование позади, самое важное – как будет развиваться жизнь в государстве с новой конституцией. Можно предположить, что основной акцент власть Кыргызстана сейчас будет делать на консолидации политических институтов. Напомним, в конце 2020-го представители власти высказывали такое мнение: парламентская система в Кыргызстане себя не оправдала, потому что была неэффективной, когда партии перекладывали ответственность за принимаемую политику друг на друга. Логично предположить, что референдум в таком случае ставил своей целью упорядочивание существующей системы вокруг единого центра принятия решений. То есть президента.

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров

Однако, чтобы достигнуть такой цели, одного лишь голосования недостаточно. Стабилизация на политическом поле Кыргызстана с него, скорее, только начинается. Сейчас на главу государства возлагаются огромные ожидания: вывести страну из разного рода кризисов, найти компромисс между интересами политических сил севера и юга страны, упорядочить работу власти… Список можно продолжать долго.

При этом важно понимать: даже при успешном выполнении намеченных планов, гарантий, что страна тут же выйдет из кризиса, нет. И речь сейчас даже не о сопутствующих факторах (например, о парламентских выборах, которые еще предстоит провести). На выстраивание политической системы в новых условиях Кыргызстану банально потребуется время. А это значит, что истинные итоги референдума, скорее всего, видны будут нескоро.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter