Первый раз в элитный класс. Минчанин Игорь Криушенко за один год вывел новосибирскую «Сибирь» в российскую премьер-лигу

Да-да, ту самую «Сибирь», которая даже во времена чемпионата СССР  никогда не играла в компании сильнейших клубов страны, а несколько лет назад вообще оказалась на грани выживания. В прошлом сезоне она заняла всего лишь 14-е место в первой лиге. Зато в этом совершила феноменальный рывок, взмыв сразу на вторую строку в итоговой таблице, дающую право на повышение в классе.  Космического взлета по турнирной лестнице  вчерашнему записному аутсайдеру помог добиться минчанин Игорь Криушенко. Прежде, работая в Беларуси, он уже достигал турнирных вершин вместе с БАТЭ. Дважды под его руководством борисовский клуб выигрывал чемпионат страны и даже оформил «дубль», взяв в один год «золото» высшей лиги и кубок Беларуси. И вот новый взлет – в России.

– Игорь Николаевич, говорят, что по случаю такого фантастического успеха новосибирские власти и спонсоры клуба пообещали вам подарки. Интересно какие?
– Пока и сам не знаю. Но, действительно, обещали. Думаю, что подарки мы получим к Новому году вместе с серебряными медалями. Официальная церемония награждения назначена на конец декабря.
– А кто из коллег-тренеров уже успел поздравить вас с успехом?
– Из российских специалистов звонил Леонид Слуцкий и Станислав Черчесов, с которым мы играли еще в юношеской сборной СССР. Из белорусов – Виктор Гончаренко, Юрий Пунтус, Анатолий Капский. Всех и не перечислишь.
– Объясните, почему вы держали в тайне от всех  намерение выйти в премьер-лигу? Ни на одной пресс-конференции, ни в одном интервью о повышении в классе – ни звука. Быть может, «серебряный» результат для вас самого стал неожиданностью?
– Для меня – нет. Я верил в возможности своих подопечных, в их мастерство, опыт  и понимал, что в борьбе за одну из путевок в премьер-лигу «Сибири» может сопутствовать успех.
– Понимали и молчали?  
– Практически после каждого нашего матча журналисты меня действительно пытали вопросами на эту тему. Но я, как мог, старался тактично уйти от прямого ответа. Так ни в чем и не признался. А вот игрокам еще в начале сезона сказал, что мы будем бороться за выход в премьер-лигу. Ведь я привык бороться за максимальный результат.  Почему не захотел говорить об этом  остальным? Во-первых, я немного суеверный. Во-вторых, мэр города поставил перед нами задачу – быть в пятерке. На фоне прошлогоднего 14-го места это уже представлялось пределом мечтаний. Но, познакомившись с командой, я понял, что ребята способны на большее. Что они и доказали.
– Из вашего рассказа все выглядит слишком просто, словно не было никаких проблем?
– Главная проблема была в психологии. Я помог ребятам понять и поверить, что мы – настоящий коллектив, который реально способен решать самые серьезные задачи.
– «Сибирь» не проиграла ни в одном домашнем матче. В чем секрет?
– Нам очень помогала сумасшедшая поддержка зрителей. На матчи приходили по 12 тысяч болельщиков. Просто стыдно было проигрывать при полном стадионе. Кстати, на каждом матче на трибунах непременно появлялся бело-
русский флаг. Ведь помимо меня в команде еще трое белорусов – тренер вратарей  Виталий Варивончик и два игрока –  Дмитрий Молош и Геннадий Близнюк.
– Зимой в Сибири очень холодно?
– К морозам мне не привыкать. На градуснике минус 20, но я в такую погоду даже шапку не надеваю: когда играл в молодости в Якутии, привык к морозам. Так что Новосибирск мне нравится. Клуб снял для меня хорошую двухкомнатную квартиру. Собираюсь в следующем сезоне и семью сюда перевезти – жену с дочкой. Ведь я подписал новый контракт на два года.
– Можете провести параллель между белорусским чемпионатом и российским?
– В белорусском чемпионате четко выделяются лидеры и аутсайдеры. А российская первая лига – достаточно ровный и сложный турнир по составу участников: команда, которая находится внизу турнирной таблицы, может запросто «откусить» очки у кого-то из лидеров. Уверен, что любому белорусскому клубу здесь было бы нелегко. К тому же в первой лиге приходится тратить огромное количество времени и сил на дорогу: география команд-участниц – от Калининграда до Находки. Поэтому по сравнению с Беларусью в России очень важным и сложным моментом является восстановление игроков. 
– А если сравнить инфраструктуру «Сибири» и белорусских клубов, в которых вам доводилось работать?
– В этом плане «Сибирь» уступает и БАТЭ, и минскому «Динамо». В Беларуси проще – не надо тратить огромные деньги на перелеты, поэтому остается больше средств на развитие инфраструктуры. Кстати, в Новосибирске планируется построить новую футбольную арену, но это займет года два-три. А пока мы будем играть на старом стадионе с искусственным покрытием. Он в принципе соответствует всем основным требованиям для команд премьер-лиги.
– Руководство клуба уже озвучило задачи на будущий сезон?
– Только в общих чертах. Дело в том, что пока команда не
доукомплектуется, не проведет сборы, нельзя говорить о какой-то конкретной цели. Впрочем, задача-минимум, стоящая перед командой, понятна и так – сохранить место в премьер-лиге.
– Для дебютанта это немало?
– По тем матчам в премьер-лиге, которые я видел в этом сезоне, мне кажется, что мы во всяком случае не слабее многих клубов элиты. И уже сегодня способны играть на равных с командами, занимающими место после восьмого.  А вообще можно потягаться с любым соперником – с тем же казанским «Рубином». Да, в кубке России мы ему уступили – 0:2. Но нас ведь не «размазали». Просто никто из сибиряков, по большому счету, раньше не играл с командами такого класса. А из всех наших футболистов один только нападающий Алексей Медведев имел опыт выступления в премьер-лиге.
– Интересно, как к вам обращаются в Новосибирске?
–  Смотря кто. Футболисты меня называют по имени-отчеству.
– А как же Электроник?
– (Смеется.) Электроник я только в Беларуси. Первым меня так назвал  Юрий Пудышев (чемпион СССР-82 в составе  минского «Динамо». – Авт.). Этим прозвищем он меня одарил за то, что я окончил школу с золотой медалью и хорошо делал в уме подсчеты, когда мы играли в домино и другие азартные игры. Однажды я даже выиграл 55 рублей. По советским временам это были хорошие деньги: половина месячной зарплаты инженера.
– В спортивных кулуарах вас называли одним из претендентов на пост главного тренера национальной команды Беларуси.  А вы смогли бы, если что, совмещать два поста – в клубе и сборной?
– Без проблем. Мне 45 лет, полон сил, энергии. Не скрою, возглавить сборную – мечта любого тренера.
– А какую из команд премьер-лиги вы хотели бы тренировать в будущем?
– Об этом даже не задумывался. Раз я вышел в элиту с «Сибирью», то не стоит менять лошадей на переправе. Кстати, я ни за какую российскую команду раньше и не болел: смотрел матчи только как специалист.
– Если честно, не жалеете,  что ушли из борисовского БАТЭ? Все-таки могли бы выступать в Лиге чемпионов…
– В БАТЭ я проработал восемь лет, а наставник не должен долго засиживаться на одном месте. Тогда он перестает расти и начинает закисать. Уходя из БАТЭ, я хотел доказать себе, что являюсь действительно хорошим тренером. Ведь новая команда – это новые требования к себе, строительство порой практически с нуля как коллектива, так и игры. Безусловно, я рад за успехи БАТЭ, что команда на следующий год после того, как мы остановились в третьем отборочном раунде, все-таки смогла пробиться в групповой турнир Лиги чемпионов. Надеюсь, в этом есть и доля моего труда. Ведь база для подобных успехов создается не за один год...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter