Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Знаменка» провела героев проекта «Битва за студак» Лену и Антона на первое ЦТ

Первый пошел

От обладания заветным трофеем – студенческим билетом – Антона Азаренка и Лену Макась отделяют всего несколько шагов. Первое централизованное тестирование ребята уже сдали. «Знаменка» провожала абитуриентов до самых дверей ЦТ.

Лучше шесть раз проверить

Будильник прозвенел в 9 утра, хотя проснулся Антон гораздо раньше. Тестирование по русскому начинается в 11:00, а корпус Гомельского государственного технического университета, где проходит испытание, в десяти минутах ходьбы от дома. Можно было понежиться в постели, но думы не дают расслабиться.

На плотный завтрак Антону даже смотреть не хочется. Кое-как впихивает в себя чай, но с сахаром – важнейший углевод нужен для нормальной работы мозга. Следующий пункт – пять раз проверить документы и наличие черных гелевых ручек. А лучше шесть. Чтоб наверняка. Несмотря на ответственный день, с лица Антона не сходит улыбка.

– Мне так проще бороться с волнением! Я совсем не равнодушно отношусь к этому вопросу, но если выпущу эмоции наружу, лучше не будет.

Пока Антон посмеивается над торжественностью момента, рядом мечется йоркширский терьер Мася. Все волнение за хозяина домашний питомец взял на себя. Впрочем, и у того чуть подрагивают пальцы, промахиваясь мимо рукава пиджака.


– Жарко? Или нормально? Или не надевать?

В итоге пиджак остается дома.

Родители на работе, потому Антон собирается в гордом одиночестве. Никаких особых ритуалов не соблюдает.

– Голову мыл, думаю, знания не «утекут». Рубашку белую не погладил. Экзамен для меня не праздник, – смеется Антон. – Не хочу превращать в какую-то сверхторжественность, пусть все будет проще.

Родители в успех сына верят, он оценивает свои шансы саркастично:

– 100 баллов! На меньшее не согласен. На самом деле это лотерея. Все зависит от того, какие вопросы попадутся.
На РТ по русскому Антон набрал 63 балла. Приличный результат для технаря. 

Нервы абитуриента не выдерживают в 10:05. Ключ поворачивается в замке. Короткий вздох – и бегом вниз по ступенькам!

– А может, и надо было пиджак надеть, – поводит плечами Антон, но возвращаться – плохая примета даже для такого скептика.

Путь к вузу очень поэтичен. Самый большой в городе сосонник, в котором можно полной грудью вдохнуть воздуха. Курган Славы, в котором закопана капсула с посланием потомкам. Милая церквушка, в которую порой заходят и абитуриенты, чтобы поставить свечку за удачную сдачу ЦТ. Но мимо всех этих достопримечательностей Антон проходит стремительно и равнодушно. Как Ваня из «Чародеев»: вижу цель, верю в себя, не замечаю препятствий!

– А почему народу так мало? – возмущается Антон, дойдя до университета.

Это тенденция последнего времени. Абитуриенты стали спокойнее и уже не штурмуют двери площадок в момент открытия, а заходят постепенно. Антон берется за ручку двери и оборачивается:

– Я пошел!

…До окончания ЦТ остается еще 20 минут, когда Антон возвращается. Смешливость его по-прежнему не покинула.

– До результатов не буду загадывать, но вроде нормально. Только в запятых мог запутаться.

18 июня Антон сдает математику, 26-го – физику. В этих предметах у него чуть больше уверенности. Да и вообще, уверен он, нервничать на ЦТ – сделать хуже самому себе.

Мама за штурмана

В Дзержинске, родном городе Елены Макась, возможности сдать ЦТ нет, поэтому писать белмову абитуриентка отправляется в Минск – в свою бу­дущую альма-матер, главный корпус Белорусского государственного педагогического университета.

Мы встречаемся на конечной: можно было выбрать остановку поближе к дому, но Лена боится остаться без места в маршрутке, ведь на ЦТ едет не только она. И правда, такое чувство, что на тестирование собрался весь Дзержинск. Кто-то листает конспекты, кто-то пересматривает на телефоне фото с выпускного, а кто-то судорожно копается в сумке – не забыл ли паспорт? Лена тоже на всякий случай проверяет содержимое рюкзака: все на месте. Не забыла она и свой талисман: деревянный браслет, купленный в костеле.

В Минск Лена едет не одна: провожать ее вызвалась мама Наталия Иосифовна, которая работает завучем в одной из городских школ и по случаю ЦТ специально взяла отгул:

– Я старшую дочку на экзамены возила – и младшую отвезу. Мне так спокойнее.

Микроавтобус набирает скорость и выезжает из города.

– Посмотрите: вот моя гимназия, – показывает Лена в окно. – Даже не верится, что больше не буду здесь учиться. На выпускном плакала. А вообще, праздник получился хорошим, только танцевать на высоких каблуках было тяжело – пришлось даже попросить сестру сбегать домой за балетками. Но надеть их не довелось – отдала однокласснице, которая намозолила ноги так, что с трудом ходила.

Пока есть свободная минутка, абитуриентка достает из рюкзака распечатки с тестами и пробегает их глазами:

– Мое слабое место – слово­образование и синтаксический разбор. А еще я не очень внимательная: могу правильно выполнить задание, но вместо верных ответов вписать в бланк неверные. На последнем РТ набрала по белорусскому 65 баллов – надеюсь, что сейчас результат будет лучше. С репетитором выработали тактику: сначала выполняю пункты, в которых на сто процентов уверена, потом принимаюсь за остальные. Чтобы не было так, что я зависла на задании А2 и решаю его полчаса, а затем судорожно хватаюсь за все остальное.

За разговорами 40 минут дороги пробегают незаметно, и мы въезжаем в Минск. Несмотря на то, что ближе к концу маршрута наш транспорт должен остановиться почти у самого педуниверситета, решаем выйти на первой же станции метро.

– А вдруг маршрутка станет в пробку? – волнуется мама. – Лучше поедем дальше на поезде.

Наконец мы у цели. В переходе покупаем воду, а вот от шоколадки Лена отказывается напрочь:

– Так волнуюсь, что кусок в горло не лезет.

Возле вуза нас встречает очередь, которая растянулась на добрые сто метров.

– А вдруг не успеем зайти в здание, и ЦТ начнется без нас? – паникует Лена.

Но очередь движется очень быстро. Волонтеры помогают ребятам разделиться на шесть потоков, попутно отвечая на вопросы абитуриентов и их мам. Оказывается, что брать с собой воду можно, а вот обложку с паспорта лучше снять.
– Ну все, удачи! – мама целует дочку в щеку.

Спустя пару часов звоним абитуриентке, чтобы узнать, как все прошло.

– Все нормально, – бодро рапортует Лена. – Правда, сначала, когда раздали задания, я очень растерялась и первые полчаса не могла понять, что от меня требуется. Но потом успокоилась и все выполнила. В некоторых местах сомневалась: например, как по-белорусски правильно говорить во множественном числе – «тарты» или «торты»? Сразу после экзамена позвонила своему репетитору, и он меня успокоил, заверив, что я все сделала правильно.

фото Виктории КРУПЕНЬКОВОЙ и Ивана КУЗМЕНКОВА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter