Первый пошел

Ракетный крейсер «Монтерей», который сейчас пришвартован на базе в Норфолке, ввзял курс на Средиземное море...

Ракетный крейсер «Монтерей», который сейчас пришвартован на базе в Норфолке, ввзял курс на Средиземное море. Но это не то, что вы подумали. Конечно, генералы из Пентагона уже рассуждают вслух об операции в Ливии — нужно же им как–то хотя бы и просто воинственными заявлениями оправдывать 600–миллиардный военный бюджет Америки. Однако в данном случае речь идет не о свержении Каддафи, а о противоракетной обороне. На борту крейсера радарная система «Иджис». Таким образом Соединенные Штаты начинают реализацию своих планов по созданию ПРО в Европе. В Москве с тревогой наблюдают за этими телодвижениями, опасаясь, что Вашингтон их обманет.


Напомню, идея Джорджа Буша снабдить радаром и противоракетами Чехию и Польшу натолкнулась на яростное сопротивление России. В Москве справедливо посчитали, что будущая иранская ядерная бомба, которой так боятся американцы, ну никак не может пролетать в данном месте. Зато американская ПРО под Калининградом нивелирует российскую ядерную мощь.


Буш–младший на фоне войны в Грузии игнорировал эти опасения, но когда к власти пришел Барак Обама, позиция Белого дома изменилась. Настало время теплых встреч с Дмитрием Медведевым, от услуг восточноевропейцев отказались. Этого демонстративного жеста оказалось достаточно, чтобы Кремль согласился подписать новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.


Однако какой–то элемент недоверия все–таки сохранился, поскольку СНВ–3 Госдума снабдила важной оговоркой: Россия может разорвать договор, если Соединенные Штаты в одностороннем порядке начнут развертывать систему ПРО в Европе. По большому счету, что–то подобное сейчас и происходит. Под завесой переговоров между Россией и НАТО о создании некоего общеевропейского противоракетного щита.


Крейсер «Монтерей» — это первый этап американского плана. Позже в этом году Соединенные Штаты планируют добавить к нему и радар наземного базирования. Затем будут созданы наземные системы перехвата — сначала в Румынии в 2015 году, а затем, в 2018 году, перехватчики появятся в той же самой Польше.


К 2020 году планируется снабдить американские базы в Европе такими ракетами, которые будут способны защищать всю территорию Североатлантического альянса не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических ракет. А таким оружием здесь обладает Россия. То есть последние этапы американского плана поставят под удар всю систему ядерного сдерживания, созданную еще во времена СССР.


На Лиссабонском саммите НАТО Кремль соблазнили идеей общеевропейской ПРО. Но вдруг выяснилось, что каждая сторона понимает ее по–разному. США и НАТО выступают за создание двух ПРО, натовской и российской, которые будут функционировать параллельно. Россия же предлагает иной подход: общую систему, где каждый отвечает за свой сектор, но идет обмен информацией и решения принимаются вместе. Российский представитель при альянсе Дмитрий Рогозин назвал такую модель «двойным ключом». В Брюсселе говорят, что это возможно только в одном случае: если Россия вступит в НАТО...


Похоже, попытки Москвы переубедить Вашингтон не увенчались успехом. Такой вывод можно сделать из недавних заявлений Сергея Лаврова. Российский министр иностранных дел сказал, что сейчас главная задача получить юридические гарантии от НАТО о том, что ее противоракетная оборона не будет направлена против России. «Мы понимаем, конечно же, что натовская кнопка всегда будет американской кнопкой, они ничей палец на эту кнопку не пустят, и то же самое с нашей кнопкой», — говорит Лавров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter