Первый год Обамы

Об особенностях стиля работы президента США

Сегодня исполняется год со дня вступления в должность президента США Барака Обамы. За это время проявились ключевые особенности стиля его президентства и обозначились главные контуры внутренней, внешней и военной политики демократической администрации.


Во внутренних делах упор был сделан на преодоление финансово–экономического кризиса и проведение реформы системы здравоохранения. Здесь налицо определенные результаты. Палата представителей и сенат конгресса США проголосовали за реформирование системы здравоохранения, осталось привести к общему знаменателю в рамках согласительной комиссии версии законодательных актов, принятые каждой из палат. Закон о реорганизации системы здравоохранения станет поистине историческим достижением администрации Обамы, фактически это будет первый радикальный шаг в данной области со времен президентства Линдона Джонсона.


В финансово–экономической сфере результаты выглядят пока довольно скромно. Пик кризиса пройден, но безработица все еще высока и держится на уровне 10%. Ожидавшееся снижение числа безработных в декабре 2009 года так и не состоялось. Более того, за декабрь, по последним данным, 85 тысяч американцев потеряли рабочие места.


К концу года был зарегистрирован и некоторый экономический рост, но в целом существенного улучшения экономической ситуации еще нет. Правда, доллар пока избежал падения ниже 1,45 доллара за евро, что рассматривается аналитиками как признак вероятной устойчивости курса валюты США в среднесрочной перспективе.


В области внешней политики Обама проявил себя подлинным реформатором, способным на смелые начинания. Как пишет Збигнев Бжезинский в своей статье «От надежды — к смелости» в январском номере журнала «Форин афферс», он «всесторонне переформулировал внешнюю политику США». И хотя реальных впечатляющих прорывов еще нет, имидж США в мире значительно улучшился.


Акцент нынешней администрации на дипломатию и переговоры, как представляется, принесет плоды. Не за горами подписание нового договора по сокращению стратегических наступательных вооружений с Российской Федерацией. Остались несогласованными лишь отдельные технические аспекты, правда, довольно чувствительные для обеих сторон (взаимосвязь СНВ и ПРО, обмен телеметрической информацией, получаемой в ходе испытаний).


Решение о пересмотре прежнего варианта системы ПРО США в Европе в пользу морского компонента позволило заметно улучшить климат в отношениях с Россией. Создание европейской ПРО в конструктивном взаимодействии с Москвой, о чем то и дело рассуждают в госдепартаменте, Пентагоне и штаб–квартире НАТО, могло бы стать тем вариантом, который вполне устроил бы не только Москву, но и западноевропейских союзников Вашингтона.


Приверженность Обамы идее продвижения к безъядерному миру, даже оставаясь, по существу, только декларативной, оценивается многими экспертами, выступающими за демилитаризацию международных отношений, как чрезвычайно важный момент. Серьезным шагом в этом плане стала бы ратификация Соединенными Штатами договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, о чем Обама сказал в своем выступлении в Праге в апреле 2009 года. Однако шансы здесь не очень высоки, поскольку сенаторы–республиканцы, да и некоторые демократы, не поддерживают такую меру, полагая, что это было бы преждевременным.


На военном фронте положение дел выглядит противоречиво. С одной стороны, осуществляется постепенный вывод американских войск из Ирака, потери США в этой стране резко сократились. В Ираке просматриваются некоторые элементы стабилизации ситуации. Судя по всему, боевые части США покинут иракскую землю в намеченные сроки.


А вот в Афганистане обстановка по–прежнему крайне напряженная, заметных перемен к лучшему не видно, да и вряд ли они возможны в ближайшее время. Соединенные Штаты потеряли в 2009 году убитыми в Афганистане в два раза больше, чем в 2008–м (310 военнослужащих против 155). Всего же в 2009 году там погибли 506 солдат и офицеров сил ISAF, тогда как в 2008 году — 295.


За первый год своего президентства Обама почти удвоил численность контингента США в Афганистане — и тем не менее получил Нобелевскую премию мира. Ему придется на деле доказать, что решение нобелевского комитета не было опрометчивым.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter