Первый бизнес на деревне

Еще 5 лет назад открыть агроэкоусадьбу считалось подвижничеством...

Еще 5 лет назад открыть агроэкоусадьбу считалось подвижничеством. Да и делом рискованным. Такого вида бизнеса, как сельский туризм, официально не существовало. И тот, кто принимал гостей в деревне, рисковал получить неприятное письмо из налоговой инспекции. Все изменилось после того, как в 2006 году Президент подписал Указ «О мерах по развитию агроэкотуризма». В прошлом году еще на 10 лет продлили действие указа. А соответственно и льгот, которые дает этот документ всем, кто хочет начать собственный бизнес на селе. 5 лет назад в первых гостевых деревенских домиках побывало всего–то меньше тысячи человек, в 2010–м в наши деревни приехали 120 тысяч туристов из 56 стран. Индустрия вышла из зачаточного состояния.


Мода в стиле агро


Тема агро на слуху. Агроэкоусадьбы, агрогородки. Даже скептики поумолкли, видя, как в селе становится модным жить и работать. А тяга к земле есть у многих. Логично, что государство откликается на голос народа. Чтобы построить домик в деревне, по указу Президента нужно всего–то получить кредит в Белагропромбанке: физлицам дают на 7 лет под 5 процентов годовых. Стоит ли удивляться, что в 2006–м в стране было 34 усадьбы, а теперь — почти полторы тысячи. Но есть и проблема: по словам Валерии Клицуновой, председателя общества «Отдых в деревне», принять гостей могут хозяева только половины агродомиков. В лучшем случае. Для примера: в Каменецком районе зарегистрировано 25 подворий, а работают только 8. Есть регионы, где таких и вовсе нет. То есть, говоря о достижениях, нужно признать, что и всеобщим увлечением на селе этот вид туризма пока не стал.


Но за агроэкоусадьбами перспектива, считают Клицунова с коллегами, открывавшие в свое время это направление. Позицию энтузиастов разделяет и министр спорта и туризма Олег Качан: «Наши природа, реки, озера, сельский колорит — хорошая база для развития бизнеса. Инвесторам, которые желают работать в сфере агроэкотуризма, мы помогаем искать земельные участки, можно даже взять старинную усадьбу, отреставрировать и принимать в ней гостей».

В 2006 году больше всего усадеб — 11 — открылось в Гродненской области. Регион, сам по себе богатый на исторические и природные достопримечательности (замки, храмы, пущи), всегда был впереди в туризме. Сейчас лидер Витебщина, где зарегистрировано 359 подворий. Меньше всего на Гомельщине — 151. Диспропорцию я попросил прокомментировать Валерию Клицунову. По ее мнению, не столько природные и культурные объекты влекут путешественников и стимулируют рост числа агроэкоусадеб:


— Главное, чтобы сами люди хотели заниматься бизнесом, а им помогали местные власти. Где желания и возможности совпадают, там появляются усадьбы. Один из самых густонаселенных районов Воложинский. Здесь около 20 усадеб. Они работают не автономно, а связаны экотропой «Валожынскi гасцiнец». Василий Фролов в деревне Борок не может принять гостей на ночлег, но у него нет отбоя от посетителей — все едут в открытый энтузиастом музей «Мир пчел» посмотреть, как добывается мед, выпить чаю с блинами. Рядом живет Алесь Белый, в его усадьбе «Марцiнова гусь» угощают блюдами старобелорусской кухни. По соседству — волынщик Алесь Лось, открывший галерею старинных инструментов. Тут же и Раков со знаменитой кунсткамерой Феликса Янушкевича. Культурно–кулинарная программа на любой вкус. Если отправиться в путешествие на машине, одних выходных не хватит, чтобы все объехать. Власти Воложинского района покровительствуют агроэкотуризму — и там работа кипит.

 

Считайте деньги, не отходя от хаты


Каждый год обороты агроэкотуристической индустрии вырастают в два раза. В прошлом году эта сумма превысила 10 миллиардов рублей, или по тогдашнему курсу более 3 миллионов долларов. Большая часть этих денег осталась на руках у собственников усадеб (налоги они не платят, кроме 1 базовой величины в год). Многие смогли вложить деньги в развитие инфраструктуры. Более либеральных условий нет ни в одном другом секторе экономики.


Однако не все спешат делать деньги. Для многих занятие агроэкотуризмом — это не бизнес, а развлечение, подмечает тенденцию Валерия Клицунова. В соседних Польше и Литве, с которых мы берем пример, относятся к делам прагматичнее. Тем не менее цены на услуги у нас практически равны — от 15 до 50 долларов с человека в сутки за проживание и питание. Средняя цена — 25 — 30 у.е. По нынешним меркам — немало. Может, поэтому наши туристы едут пожить в литовских агроэкоусадьбах? Общее число путешественников из Беларуси в соседней стране за первое полугодие 2011–го выросло на 53 процента. Есть о чем задуматься.


Впрочем, у нас и у соседей разные стартовые условия. И соответственно результат. В Польше в 1993 году была тысяча усадеб, теперь около 13.000. Но, как подметил побывавший недавно в Минске директор Поморского центра сельскохозяйственного консультирования Антони Гайдачук, в Польше хозяева подворий между собой конкурируют, а в Беларуси — кооперируются: «И это большое различие. В вашу пользу». Появляются и крупные агроэкотуристические комплексы, как «Гарадзенскi маёнтак» недалеко от Августовского канала, «Семигорье» под Мстиславлем. В некоторых уголках страны усадьбы заменяют отели — там, где нет приличных казенных «постоялых дворов».


А общество «Отдых в деревне» вместе с министерствами культуры, спорта и туризма работает над новым проектом. Его цель подключить владельцев агроэкоусадеб к поиску в глубинке объектов нематериального культурного наследия, которое может претендовать на внесение в список ЮНЕСКО. Это может быть шансом для выхода белорусского агроэкотуризма на мировой уровень.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter