Как в Борисове готовят чемпионов по управлению дронами

Первым делом самолеты

В конце августа белорусская команда вернулась с россыпью медалей из Казани, где наряду с международным конкурсом профмастерства проходил и чемпионат для юниоров WorldSkills Juniors. Среди победителей — 15-летний Максим Парфенович из Борисова, который завоевал серебро в компетенции «Управление дронами». Причем в копилке у парня уже две победы с беспилотниками на белорусском этапе JuniorSkills — в 2016 и 2018 годах. А начиналось все с самолетов… Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» заглянули на занятие по авиамоделированию в Центре творчества детей и молодежи Борисовского района, где Максим и его друзья, такие же увлеченные небом романтики, учатся летать.



Стоит испытать один раз чувство полета, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Фразу приписывают Леонардо да Винчи, и, кажется, эти ребята с ней спорить не будут. Да, собственно, и разговаривать им некогда, ведь, прибежав из школы, парни увлеченно выпиливают половинку крыла для самолета, который будет участвовать в воздушных боях. 

— Дважды в год мы проводим соревнования по воздушному бою, нынче планируем в начале ноября, — объясняет нам педагог дополнительного образования Виктор Трухан, который шутит, что в детстве не только разбирал самолетики, но и собирал. Хобби со временем переросло в профессию, а любовь к преподаванию ему передалась от дедушки — учителя истории сельской школы. 

В кабинете, где проходят занятия по авиамоделированию, самолеты парят под потолком и ждут старта на стенах, они на полках, ящиках и столах. Настоящее царство влюбленных в небо. Здесь же Виктор Викторович бережно хранит модель Ил-2 с советской символикой, с которой становился чемпионом мира по воздушным боям, потрепанную, со сломанными крыльями. Вот отметина, куда прилетел винт соперника, а рядом трещинка, винт сломан… На столе обращаем внимание на еще один самолет — для 3D-пилотирования, он может выполнять фигуры высшего пилотажа повышенной сложности, даже зависать в воздухе, как вертолет. 

— Но для этого нужно, чтобы пилот прошел углубленное изучение на симуляторе и только потом приступал к работе с моделью. Она достаточно хрупкая, если упадет на землю — остается только мешок запчастей, — уточняет преподаватель. 

Ребята, которые занимаются первый год, учатся летать за компьютером. А те, кто постарше, приступают уже к воздушным боям радио­управляемых моделей.

Максим Парфенович уверен: как самолет построишь — так он и полетит.

Есть среди учеников особенно способные, как Тимур Калинин, который начал заниматься только весной, а на днях сам совершил первый полет. Хотя обычно самостоятельно ребята начинают летать лишь на второй-третий год обучения. Вот к ним присоединяется серебряный призер Максим Парфенович, который прибежал на занятия после семи уроков в школе.

 — Почти все самолеты летают одинаково: как ты его построишь, так он и полетит. Построишь плохо — может даже не взлететь, построишь хорошо — полетит. Меня бабушка привела в кружок по авиамоделированию в первом классе, и это сильно заинтересовало. У первого учителя научился основам, у второго — более серьезные модели делать. А потом победил в соревнованиях республиканских с беспилотниками — тоже понравилось!

На авиамоделировании мальчишки все больше времени уделяют работе с дронами. Вот и в прошлом году не только Максим показал класс на белорусском JuniorSkills, второе место за Никитой Колесовым, который сейчас тоже колдует над самолетом для воздушного боя.
Максим уже потерял счет, сколько самолетов ему довелось создать своими руками — целый авиапарк. Это уже больше, чем просто хобби, и парень не сомневается, что копии самолетов всегда будут в его жизни, но и совершенно другой уровень, участие в соревнованиях с дронами, привлекает все больше. И WorldSkills оказался серьезным испытанием: участвовали впервые и соревновались с опытными соперниками из России, Казахстана, Малайзии. Организаторы предоставили команде для соревнований квадрокоптер, который нужно было собрать самим. А практически все задания (5 модулей!), кроме основных полетных умений, были в новинку, c волнением вспоминает Максим:

 — В первом модуле нам нужно было показать знания в 3D-моделировании деталей для квадрокоптера, которые будут поворачивать камеру как вниз, так и вверх, и отправить их на печать. Во втором — напечатанную деталь установить на квадрокоптер и выполнить тестовое задание. В третьем модуле мы пилотировали в видеоочках, проходя два круга трассы. В четвертом — нужно было установить на квадрокоптер специальный захват и перенести 10 шариков через препятствия, сбрасывая их в урны с разным отверстиями, — чем меньше отверстие, тем больше очков. И последний, пятый модуль — программирование: квадрокоптер должен был сам взлететь, поменять цвет, пройти через препятствие, взяв перед стартом теннисный мячик и сбросив его в конце…

В планах — освоить основы видеосъемки с помощью квадрокоптеров, еще активнее летать в видеоочках (в этой компетенции на международном уровне наши могут дать фору соперникам) и готовиться к очередным соревнованиям. Но все же главная страсть с налетом романтики — авиамодели, которые кропотливо собираешь (только развешивать их дома мамы не разрешают, признаются ребята).

Андрея Верховодко привели на авиамоделирование друзья: теперь это его хобби.

— У меня папа ходил в авиамодельный кружок и мне передал любовь к самолетам, — рассказывает Николай Ожигин, ловко пилотируя в виртуальности. 

А вот Андрей Верховодко узнал об авиамоделировании от друзей, пришел за компанию, и, как часто бывает, друзья сменили интересы, а он остался. Вместе с Максимом Парфеновичем в 2016 году они победили на белорусском этапе JuniorSkills.

 — Мне нравится летать и делать самолеты. Дома, конечно, висят модельки, но я начинал ходить к старшему преподавателю Анатолию Алексеевичу Пошивалкину (бывшему военному летчику). Там мы делали самолеты кордовые, они большие, много места занимают, а их строительство может затягиваться на годы. 



— Такие модели-копии строятся, чтобы было идеальное соответствие настоящим самолетам. Чтобы заклепочки были на поверхности фюзеляжа, приборная доска, сидящий пилот — все скрупулезно и досконально, — дополняет Виктор Викторович и тут же уточняет, что дроны, заявленные в компетенции международного соревнования, — более широкое понятие, чем только квадрокоптер. — Это может быть летающий аппарат самолетного или вертолетного типа. Я сам участвовал в разработке белорусского беспилотника «Гриф-1», который массово производит 558-й авиаремонтный завод. И здесь на занятиях, помимо дронов, мы развиваем использование композиционных материалов в авиационной тематике — карбона, кевлара, стеклотканей и углетканей. Вот, к примеру, крыло из карбона. Когда оно зачистится и отполируется, будет сиять, как автомобиль! 



Один из бывших учеников Виктора Викторовича уже ведет кружок по авиа­моделированию для ребят помладше, а другой связал свою жизнь с авиацией, учится на специалиста по управлению беспилотными авиационными комплексами. И эти мальчишки, которые мастерят самолеты, по секрету нам сказали: тоже мечтают о профессии в авиации. Вот что значит чувство полета! 

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter