На аэродроме Орша после получения сертификата годности к эксплуатации готовятся к приему воздушных судов

Первым делом — самолеты

Аэродром, расположенный в 12 километрах юго-западнее Орши, имеет почти вековую историю. Долгое время его хозяевами были военные, а несколько лет назад здесь началась большая реконструкция. 3 ноября 2020 года, по сути, стало вторым днем рождения аэродрома Орша — в этот день Департамент по авиации выдал воздушной гавани сертификат годности к эксплуатации. Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» побывали на объекте и выяснили, чем сегодня живет комплекс, которому в будущем предстоит стать грузовым хабом.

Технический рейс на аэродром Орша в начале ноября стал завершающим этапом процедуры сертификации.

Поворотный момент

Прежде чем мы с вами попадем на территорию аэродромно-технического комплекса, небольшая выдержка из новейшей истории нашей страны. Еще два с половиной года назад аэродром находился в ведении украинской компании «Мотор Сич» и использовался для нужд Оршанского авиаремонтного завода. 11 июля 2018-го предприятие посетил Президент Александр Лукашенко и убедился: собственники, которые здесь были в то время, де-факто отказались от данного производства. Глава государства поручил оперативно решить все вопросы в отношении ведомственной подчиненности предприятия:

— Заводу не только быть — этот завод должен иметь перспективу развития. И положите мне на стол архитектурный проект и прочее с учетом того, что здесь делает бизнес для расширения аэропорта и так далее.

Речь также зашла о создании в поселке Болбасово мультимодального промышленно-логистического комплекса, включающего в себя автомобильный и железнодорожный терминалы, авиасектор, универсальные индустриальные модули, промышленную зону, шоу-румы и гостиницу. Реализация инвестиционного проекта была поручена ООО «Бремино групп». Александр Лукашенко предложил попутно развивать бизнес-авиацию и хранилища для самолетов.

В ноябре того же года Президент вновь был в Болбасово. Он еще раз подчеркнул, что реконструкция аэродрома в связке со строительством логистической инфраструктуры и возрождением поселка — решение, рассчитанное на долгосрочную перспективу:

— Здесь прекрасная логистика — международная автомобильная трасса, железнодорожный узел, будет воздушная гавань.

В Департаменте по авиации Минтранса поделились некоторыми подробностями проведенной реконструкции авиационного объекта:

— При смене собственника была проведена инспекторская проверка, которая показала, что взлетно-посадочная полоса нуждается в реконструкции. Строительные работы проходили в три этапа, сейчас они завершены. Капитально отремонтирована искусственная взлетно-посадочная полоса длиной 3001 м, шириной 60 метров с периметровым ограждением и патрульной дорогой, реконструированы рулежные дорожки, аэродром оснащен необходимым оборудованием, также имеется вся инфраструктура.

Место для взлета

…На площадке перед КПП аэродрома Орша дует пронизывающий ветер. Вторая половина ноября, столбик термометра временно опустился ниже нулевой отметки — холодно, шутки в сторону! Стороннему человеку проникнуть на тщательно охраняемую территорию авиакомплекса не проще, чем пассажиру попасть на борт самолета: сперва нужно пройти своеобразный паспортный контроль, оформив временный пропуск, после чего «просветить» багаж на специальном оборудовании и пересечь рамку стационарного металлодетектора. Добро пожаловать!

Вымощенная плиткой дорожка ведет к административному корпусу.

— Все здания и сооружения, которые вы видите перед собой, отстраивались с нуля в процессе реконструкции, — обводит рукой окрестности начальник аэродромно-технического комплекса «Орша» Николай Червинский. — Сегодня все объекты взаимосвязаны между собой, выполнены в едином стиле, оснащены по последнему слову техники и готовы к использованию по функциональному назначению.

Командно-диспетчерский пункт. Начальник АТК «Орша» Николай Червинский и инженер по радионавигации и радиолокации Евгений Дубень.

Аэродром расположен на территории особой экономической зоны «Бремино-Орша» и будет работать в связке с местным промышленно-логистическим комплексом ООО «Бремино групп». Место для подобного объекта, что и говорить, идеальное: через Оршу проходит международная железнодорожная линия Брест — Москва, рядом пересекаются автомагистрали Санкт-Петербург — Одесса и Брест — Москва, к тому же отсюда недалеко от границы Российской Федерации.

— Будучи структурным подразделением Национального аэропорта Минск, мы готовы выполнять любые задачи, связанные с авиаперевозками грузов, — заверяет начальник АТК «Орша». — Взлетно-посадочная полоса в Болбасово может принимать различные типы воздушных судов, в том числе широкофюзеляжные, такие как А-330, А-340, В-747, В-767, а также вертолеты всех типов в любое время суток.

Водители Анатолий Козлов и Юрий Шабуров готовы привести взлетно-посадочную полосу после капризов погоды в идеальное состояние в самые короткие сроки.

Что касается логистического центра, то его строительство еще продолжается. В будущем партнеры намерены подвести к ВПП еще одну рулежную дорожку, чтобы уменьшить «плечо» подвоза грузов с нынешних 7–8 километров до 700–800 метров.

Пока, кстати, грузы принимает Национальный аэропорт Минск. Но вскоре потоки перераспределят сюда. Согласно информации Департамента по авиации, ООО «Бремино групп» прорабатывает вопрос о перенаправлении на аэродром Орша 2–3 рейсов в неделю, выполняемых в настоящее время ОАО «Авиа­компания Трансавиаэкспорт» по доставке воздушными судами Ил-76 товаров народного потребления.
Начало работы грузового международного аэродрома Орша в сочетании со складской инфраструктурой мультимодального транспортно-логистического комплекса позволит расширить спектр оказываемых услуг и сделать особую экономическую зону «Бремино-Орша» еще более привлекательной для сотрудничества.

Нагрузки не боится

Прогнозируемые объемы перевозок в Орше у «Бремино групп» составляют примерно 100—400 воздушных судов в год. Для обеспечения рентабельности аэродрома необходимо ежесуточное выполнение не менее 4 рейсов воздушных судов типа «Боинг-747». При этом пропускная способность обновленной воздушной гавани составляет от 6 до 12 грузовых самолетов типа «Боинг-747» в сутки в зависимости от режима работы.

— На нашем перроне три места для размещения воздушных судов, — уточняет ведущий инженер АТК «Орша» Михаил Сницаренко. — Но пропускная способность аэродрома выше, ведь ничто не мешает, пока кто-то находится под погрузкой или выгрузкой, отправлять и принимать другие самолеты. К тому же у «Бремино групп» есть два ангара, где тоже может находиться авиатехника.

Взлетно-посадочную полосу обслуживают два аэродромных снегоочистителя прицепного типа БС-4000 с тягачом МАЗ (они располагают поворотной щеткой и воздушным обдувом, удаляющим с поверхности полосы мелкие частицы) и другая, менее мощная техника. Для внесения жидких реагентов используются распылители на базе шасси «Урал».

По идее, взлетно-посадочная полоса должна быть готова к встрече самолета 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Как и автомобильные дороги. Погода тем не менее нередко вносит свои коррективы в размеренную работу специалистов. Особенно часто — зимой. Михаил Сницаренко уверяет: если вдруг под Оршей за короткое время выпадет большое количество снега, то взлет либо посадка будут обеспечены максимум в течение часа. Впрочем, форс-мажоров здесь не ожидают, поскольку аэродром будет принимать воздушные суда по предварительным заявкам — следовательно, заранее будет известно, к какому времени ждать гостей.

Аэродром Орша готов принимать воздушные суда по предварительным заявкам.

Кадры: естественный отбор

Штатное расписание АТК «Орша» заполняется в соответствии с текущими потребностями воздушной гавани.

— В день моего заступления в должность в июне 2020 года в штате было всего 17 человек, — рассказывает Николай Червинский. — В основном инженеры, несколько аэродромных рабочих, охрана. Они контролировали ход строительных работ, а также занимались вопросами эффективности — уточняли потребности аэродрома для последующего внесения изменений в проектную документацию. Сейчас у нас 58 человек, а в будущем должно быть более 100. До начала движения самолетов нет необходимости набирать всех сотрудников. Входя в структуру Национального аэропорта, пока работаем при поддержке минчан: при необходимости в нацаэропорту формируют бригады специалистов и направляют к нам. Как только увидим, что самолеты будут прилетать минимум трижды в день, появится повод говорить о полном укомплектовании штата и переходе на самостоятельную работу.

Кстати, о кадрах. Многие работники аэродрома из близлежащих населенных пунктов — Орши, Барани, Болбасово. Но отбор осуществляется тщательный. Понятно, что на должности инженеров нужны люди со специальной подготовкой. Но и обычный аэродромный рабочий либо водитель не сможет здесь работать без соответствующего допуска. Допуск выдается в Национальном аэропорту после прохождения соответствующей подготовки и стажировки.

При подборе кадров оцениваются и моральные качества претендентов. Изучается биография, с каждым человеком начальник АТК проводит личную встречу и обстоятельную беседу. Если у человека есть судимость — сразу следует отказ: аэродром — объект стратегический, кадры должны быть проверенными, надежными. А вот возраст может быть любым — нынче на аэродроме трудятся люди от 25 до 65 лет.

— Личный состав поставленные перед ним задачи знает четко, относится к работе с ответственностью, делает все, чтобы поддерживать надлежащую работу аэродрома, — подчеркивает Николай Червинский.

Сотрудники авиационной метеорологической станции Анна Шаршавицкая, Наталья Падуто, Анастасия Кузьмина, Светлана Панцирева, начальник станции Анжела Куратова.

Помимо собственно аэродромных служб, в АТК «Орша» есть аварийно-спасательное подразделение — 6 человек, которые в дневное время находятся в постоянной боевой готовности. Заключены договоры с МЧС, авиаремонтным заводом на выделение, в случае необходимости, вспомогательной техники. Кроме того, имеется военизированная охрана, обеспечивающая безопасность аэродрома.

— Система видеонаблюдения шикарная — позволяет отслеживать передвижения каждого, кто оказался на нашей территории, — не без гордости говорит руководитель АТК. — «Мне сверху видно все, ты так и знай» — это как раз про нашу охрану.

А еще руководство аэродрома собирается ходатайствовать перед властями Орши об открытии регулярного автобусного маршрута из райцентра к КПП воздушной гавани. Сейчас ближайшая остановка рейсовых автобусов находится в двух километрах, и персоналу неудобно добираться на работу. Нынче помогает ведомственный транспорт, но с расширением штата 17-местного автобуса будет явно недостаточно.

Пока на аэродроме Орша нет дежурных смен. Тем не менее уже продумана система оповещения и вывода во внеурочное время бригад для обеспечения работы транспортного комплекса в любое время суток и при любой погоде. Что и изначально предусматривалось в ходе реализации амбициозного инвестиционного проекта в Оршанском районе. А высокая интенсивность международного движения — дело наживное. Были бы инфраструктура и интересные коммерческие предложения, а заказчики найдутся.

СПРАВКА «СБ»

Аэродром Орша (Болбасово) был построен для военных целей в соответствии с принятым в 1928 году решением Совета народных комиссаров СССР. Место выбрали не случайно: в 1920-м в районе Орши располагались авиачасти Западного фронта. Работы начались в 1934 году, а в мае 1939-го здесь уже базировались военные летчики. Аэродром обладал единственной в Белоруссии бетонной ВПП, поэтому в годы Великой Отечественной войны являлся стратегическим объектом. После освобождения не утратил своей значимости — с 1954 года и вплоть до расформирования в конце ­1993-го здесь базировался ­402-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк. Впоследствии на территории аэродрома располагались подразделения ОАО «Оршанский авиаремонтный завод».


НА ЗАМЕТКУ

Аэродром Орша сертифицирован на выполнение следующих видов аэропортовой деятельности, включая обеспечение международных полетов:

• навигационное (штурманское) обеспечение;

• электросветотехническое обеспечение;

• инженерно-авиационное обеспечение (без технического обслуживания);

• сервисное обеспечение (без обслуживания пассажирских перевозок);

• аэродромное обеспечение;

• обеспечение спецтранспортом;

• обеспечение горюче-смазочными материалами;

• обеспечение авиационной безопасности;

• аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение;

• радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь.

Эксплуатационные ограничения: аэродром принимает воздушные суда по предварительной заявке.

nesterov@sb.by

Фото Александра КУШНЕРА и из архива аэродрома Орша.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter