Первым делом самолеты…

Динамику  роста  товарооборота  Беларуси и  Азербайджана  необходимо  подкрепить транспортной  инфраструктурой

Динамику  роста  товарооборота  Беларуси и  Азербайджана  необходимо  подкрепить транспортной  инфраструктурой

Прошло уже несколько месяцев с того момента, когда прямое воздушное сообщение связало столицы Азербайджана и Беларуси. Регулярные еженедельные рейсы по маршруту Минск—Баку полностью удовлетворяют потребность в пассажирских перевозках. Иное дело торговля — интерес у предпринимателей есть, а вот с доставкой грузов пока проблемы. Выйти на товарооборот в полмиллиарда долларов вполне реально, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Республике Беларусь Али Теймур оглы Нагиев. По его мнению, государственные органы должны создать для этого необходимые условия, а дальше все будет зависеть только от активности бизнеса. 

— Господин посол, как развивается сегодня экономика Азербайджана? Какие возможности открывает рынок страны для иностранных партнеров? 

— Курс на либерализацию экономики, начатый президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, себя полностью оправдал. Если вспомнить историю, то такое решение было непростым и даже рискованным. Шли военные действия, в стране насчитывалось около миллиона беженцев, и в этих условиях приватизировались колхозы, сов­хозы, в частные руки были отданы сельскохозяйственные земли. Будучи в те годы заместителем председателя правящей партии «Новый Азербайджан», членом правительства, я активно участвовал в политической жизни страны. И считаю, что предпринятые Гейдаром Алиевым действия были очень продуманными и дальновидными. Сегодня Азербайджан практически полностью обеспечивает себя зерном, продукцией животноводства, овощами, фруктами, сахаром… Следующим шагом стала приватизация отраслей экономики, которые имеют непосредственное отношение к потребительскому рынку, а это легкая промышленность, пищевая, сфера услуг и торговли. На сегодняшний день в Азербайджане не осталось ни одной гостиницы, которая бы находилась в собственности государства. Но какие это гостиницы!.. Их уровень вполне соответствует лучшим образцам мирового гостиничного хозяйства. Все предприятия торговли — от небольших магазинчиков до гипермаркетов — в частных руках. В Азербайджане широко представлены товары из самых разных стран, в том числе и ближнего зарубежья. Разветвленную сеть фирменной торговли имеют в нашей стране представители известных мировых брендов. Некоторые отрасли, к сожалению, попали под влияние отдельных монополистов, этого нельзя отрицать. Но в целом рыночный эталон макроэкономической системы привел к хорошим результатам. Очень четко выстроена налоговая политика, и государство от этого только выигрывает. 

— В чем заключается роль государства как регулятора экономических процессов? 

— Безусловно, есть стратегические для страны отрасли, которые остаются под контролем государства. Например, добыча нефти на территории Азербайджана возможно только с согласия президента. А как иначе? Для нас очень важно диверсифицировать рынки сбыта этого сырья. Сегодня этим бизнесом в Азербайджане занимаются крупнейшие мировые компании, такие, как «British Petroleum», «Agip», «Stat Oil» и другие. И если президенты Азербайджана и Беларуси договорились о взаимодействии в этой сфере, значит, дело за специалистами — провести геодезические исследования, составить бизнес-план и т.д. Азербайджан заинтересован, чтобы наша нефть пошла не только в Беларусь, но и дальше в Европу, пройдя переработку на белорусских нефтеперерабатывающих заводах. Беларусь в свою очередь планирует не только добывать сырье в Азербайджане, но также использовать территорию страны для транзита нефти из Ирана и Казахстана. 

Велика сфера влияния государства и в таком вопросе, как закупка сельхозяйственной техники. Бюджетные средства на эти цели выделяются организации «Агролизинг», созданной при Министерстве сельского хозяйства. И сегодня через эту структуру азербайджанские аграрии получают технику белорусского производства. Напомню, что на уровне руководства страны решался и вопрос сборки автомобилей МАЗ и тракторов «Беларус» на Гянджинском автомобильном заводе. 

В то же время поставки потребительских товаров регулируются рыночными способами. Решил бизнесмен проявить активность — он сам определяет, откуда и что ему везти. 

— Как обстоят дела с крупным промышленным производством в Азербайджане? 

— Исторически в нашей стране наибольшее развитие получило нефтяное машиностроение. В советские времена Азербайджан обеспечивал около 70 % общесоюзного производства машин и оборудования для нефтедобычи. Сейчас эти мощности загружены в лучшем случае на 30 %. 

Однако те мировые компании, которые добывают в Азербайджане нефть, стараются модернизировать эти заводы и производить необходимую технику на нашей территории. По этому пути, в частности, пошла «British Petroleum». Иностранные компании вложили инвестиции в техперевооружение Бакинского завода глубоководных оснований, который сейчас выпускает платформы мирового качества. 

— Каковы приоритеты внешнеторговой политики Азербайджана? Как вы оцениваете перспективы экономических отношений с Беларусью? 

— Рыночные принципы работы экономики Азербайджана стали основой для внешнеторговых контактов. Высокий уровень двусторонних отношений сложился с теми странами, которые раньше других оценили наши возможности. В последнее время очень серьезно активизировались контакты с Беларусью. Те задачи, которые перед нами сегодня стоят, вполне реальны. В вашей стране производится широкий ассортимент товаров народного потребления, на мой взгляд, достаточно качественных и приемлемых по цене. И если они попадут на азербайджанский рынок, обязательно найдут своего покупателя. Нашей стране тоже есть что предложить белорусским потребителям. Например, высококачественные, экологически чистые и недорогие овощи и фрукты, а также азербайджанские вина и коньяк. 

В этой ситуации долг государственных структур — создать все необходимые условия и ограничить влияние на рыночные механизмы, как это принято в развитых странах. Для контроля существуют налоговые, таможенные службы. Сегодня, например, Азербайджан обеспечивает зеленью всю Москву, но для этого налажено грузовое авиасообщение. Знаю, что и Беларусь обладает достаточным парком грузовых самолетов. Есть возможность восстановить и грузовые железнодорожные перевозки между нашими странами, которые в прежние времена были очень интенсивными. Значительно активизировать средний бизнес помогло бы решение вопроса с автоперевозками. Так, товары из Европы поступают в Азербайджан через Турцию, но это обходится недешево. Все потому, что в России на дагестанском участке существуют определенные проблемы. А решение вопроса — в компетенции министерств транспорта Беларуси и Азербайджана и их российских коллег. Что касается финансовой поддержки, то реализации крупных проектов будет способствовать открытие филиала азербайджанского банка в Беларуси — соответствующие документы уже подписаны. Это активизирует и средний бизнес. Думаю, что, если необходимая для развития торговли инфраструктура будет создана, товарооборот между нашими странами значительно возрастет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter