Первые отклики бизнесменов о новом декрете «О развитии предпринимательства»

Президент подписал декрет «О развитии предпринимательства». Это ключевой документ из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране. Его уже называют революционным и ожидают, что отдача будет заметна уже в первом полугодии 2018-го.

Артавазд Симонян, директор ООО «Солярис», Могилев:

- Прочитал декрет и увидел в нем положения, о которых раньше даже мечтать не мог. Наше небольшое предприятие занимается переработкой отходов краски. Поэтому мы были обязаны вести мониторинг окружающей среды, разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов и т.д. Документооборот, касающийся этих вопросов, был колоссальным. Мы вели 9 журналов, куда заносили различные экологические данные, плюс к этому отправляли в различные инстанции массу бумаг - примерно столько же, как и гигант химической промышленности ОАО "Могилевхимволокно". Все это отнимало огромное количество времени и сил. Декрет освобождает нас от этого. Значит, теперь можно будет заниматься настоящим делом, не отвлекаясь на то, что мешает бизнесу.

Сергей Сергиевич, директор ООО «Тайкун», Могилев:

- Самое главное, что я отметил для себя в декрете, - объявленный принцип презумпции добросовестности субъектов хозяйствования. Это очень важный, если не сказать ключевой момент. Говорю об этом не просто так. Наше предприятие занимается строительством и эксплуатацией ветрогенераторов и солнечных батарей. В своей работе руководствуемся исключительно нормативными документами. Основной – Закон "О возобновляемых источниках энергии". Но приходят проверяющие, для которых некие второстепенные акты важнее закона. Иными словами, задача контролеров - не помочь мне каким-то советом, а найти нарушение и наказать. Такого в принципе быть не должно.

Обратил внимание, что сегодня для строительства новых объектов понадобится меньше согласований, разрешительной документации. То есть объект можно будет построить быстрее. Соответственно, вложенные деньги станут скорее приносить прибыль.

Инна Кустова, директор общественного объединения содействия развитию частного предпринимательства «Единство», Гомель:

- На данный момент Декрет № 7 напоминает большой шаг вперед: нога уже занесена, но шаг пока не сделан. Чтобы понять ценность документа, надо посмотреть, как он будет применяться на практике. Например, упрощение санитарных и пожарных норм. Надо изучить приложения и те документы, которые будут приниматься на основании Декрета № 7. Ведь что хочет бизнес - минимум простых и понятных санитарных и пожарных правил и норм, плюс четкий набор штрафов за конкретные нарушения (расписанная шкала вместо мнения контролера). Чтобы бизнесмен не боялся проверяющих. Выполнил перечень требований, указанный в декрете, - спокойно работай. Законодательный акт должен быть "броней" от человеческого фактора на местах. Никаких дополнительных внутренних инструкций и постановлений. Если ты знаешь и соблюдаешь правила игры, ты занят развитием собственного мастерства, а не тем, как твою работу истолкуют сторонние люди.

Владимир Карягин, председатель высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства:

- Документы по либерализации бизнеса, которые были приняты, еще не начали работать. Пока предприниматели не могут опираться на конкретные действия государства. Сейчас они занимают выжидательную позицию. Индекс стал немного выше, и это говорит о том, что у бизнеса есть надежда на улучшения. Предстоит большая работа - реализовать все в конкретных нормах, постановлениях. И это невозможно сделать без участия делового сообщества. Диалог бизнеса и власти – это предметный экспертный разговор профессионалов. Для этого бизнесмены должны быть в союзах и ассоциациях, чтобы работать с правительством и предлагать им конкретные документы. И в декрете Президента «О развитии предпринимательства» об этом сказано прямо.

Олег Кирьянов, заместитель председателя Дубровенского райисполкома:

- В сельских районах интерес к предпринимательской теме ничуть не меньше, чем в больших городах. Фермеры ищут землю, чтобы начать свое дело. Есть у людей интерес к развитию придорожного сервиса. У оживленных трасс, таких, например, как Минск - Москва, они готовы открыть мини-кафе, шиномонтаж. Некоторые даже колотые дрова в Прибалтику умудряются продавать. Наши местные компании, приезжие из других регионов Беларуси, из России приобретают неиспользуемые строения, чтобы открыть там производство. У нас же район - приграничный. На мой взгляд, декрет позволит увеличить количество бизнес-структур в районе, привлечет новых инвесторов, а также поспособствует созданию рабочих мест и наполнению местного бюджета.

Ольга Башлакова, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов и кредита Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины:

- Сейчас важно понять и сформировать в этом направлении общественное мнение, что Декрет № 7 - это не финальная точка в поддержке предпринимательства, а базис, на котором должна строиться будущая законодательная база и работа по развитию предпринимательской инициативы. Например, в документе много уделено внимания малому бизнесу. Для него сегодня необходимы "тепличные" условия: всесторонняя поддержка и минимум запретов и наказаний. Именно малый бизнес решает проблему самозанятости - создания рабочих мест без бюджетного финансирования, и на фоне этого осуществляет налоговые поступления. Однако любые серьезные штрафные санкции против такого бизнеса могут привести к его банкротству и закрытию. Поэтому я и говорю о "тепличных" условиях.

Второе. При исполкомах и администрациях необходимы консультативные центры. Чтобы местные власти не только регистрировали, наказывали, предписывали, но и оказывали консалтинговую помощь населению по началу и развитию бизнеса. Еще одно направление - создание венчурных фондов с госгарантией для поддержки интересных бизнес-идей. Это все - те плодотворные ростки развития предпринимательства, которые могут и должны вырасти из Декрета № 7.

Михаил Яковчиц, управляющий ООО “ТрастИнжиниринг”, Брест:

Декрет во многом упрощает деятельность предприятия. Экономит время и деньги. Процедуры не отменены, но они ускоряются по заявительному принципу. Ты можешь принести не весь пакет документов, но уже берешься за работу. А с формальностями определиться можно позже. Например, очень много бумаг строителям нужно было приносить по госстройнадзору. За раз могли не сдать. Сейчас при наличии положительного заключения госэкспертизы, заказчик может приступать к строительно-монтажным работам на следующий день после обращения в госстройнадзор.

Возьмем капремонт и техническую модернизацию. Раньше я не имел права приступать к работам, пока не получил официального решения исполкома. Но владелец предприятия лучше знает, что ему делать. К чему административная процедура? Сейчас опять-таки: уведомляю и берусь за работу. 

Вот еще интересный пункт. Субъекты хозяйствования не обращаются за проведением государственной санитарно–гигиенической экспертизы проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры. Буквально месяц назад мы как раз проводили такую экспертизу в агрогородках. Нам приходилось главврачу объяснять специфику проекта, и только потом она вынесла положительное решение. А без него не дала бы добро госстройэкспертиза. В итоге мы потратили две недели.

Кроме того, Декрет сделал первый шаг по оптимизации сырого, как мне кажется, закона об экологической экспертизе. Убрали из перечня 8 позиций, по которым ее нужно проводить. Я бы их еще увеличил. Мало того, что эта процедура железно занимает месяц, так еще и тянет на приличные суммы. Иногда получается так, что по стоимости с ней сопоставимы проектные работы.

Александр Малыха, начальник отдела предпринимательства комитета экономики Брестского облисполкома:

- Думаю, что один из самых важных пунктов Декрета - разрешение для 95% бизнеса начинать работать сразу после уведомления. Коснется это и уже действующих предприятий, которые захотят открыть новый вид бизнеса. То есть предприятие делает заявку и со следующего дня может осуществлять деятельность. Конечно, ему будет дан определенный срок месяц-два, чтобы привести в порядок документы. Но фирма или предприниматель уже начнут зарабатывать.

Раньше, чтобы приступить к делу, нужно было пройти все инстанции: пожарные, санстанция, ветслужбы и другие. А это занимало как минимум полгода, а то и полтора. Предприятие стоит, деньги теряются. Люди не получают зарплаты, государство налогов. А от них формируется наш бюджет.

Так что здесь и очевидная польза для государства. Больше предприятий - больше налогов, рабочих мест. Если в этом году в области открылось свыше 600 предприятий малого и среднего бизнеса, то в следующем году мы ожидаем их еще большее. Плюс Декрет создает привлекательность для инвестиций. Поднимется рейтинг страны, на который равняются иностранные инвесторы.

С полным текстом Декрета «О развитии предпринимательства» можно ознакомиться здесь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр, 41, Минск
С одной стороны все это правильно, бизнес загибается от всяких бумажек. С другой стороны настораживает отмена санитарных и экологических правил. Можно, конечно, указом отменить необходимость мыть руки после туалета, но будет ли это правильно?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости