Перстень с черным вороном

Возможно, он принадлежал владельцу самого древнего в Минске здания
Возможно, он принадлежал владельцу самого древнего в Минске здания

До недавних пор ученые считали, что старейшая каменная постройка в Минске, сохранившаяся до наших дней, — Свято–Петро–Павловский собор на Немиге начала XVII века. (До эпохи барокко наш город был сплошь деревянный: попытка в XII веке построить каменный храм обернулась обвалом его в Свислочь.) Однако недавно выдвинута новая гипотеза: за полвека до церкви из кирпича был сооружен частный дом, которому более четырехсот лет, а может, и полтысячелетия. И его сегодня можно увидеть. Но где этот каменный старец, знают лишь специалисты.

В поисках краеугольного кирпича

По адресу Энгельса, 1 (некогда Доминиканская улица), в кельях монастыря базилианок теперь классы музыкальной школы N 10. В топографическом описании, составленном около 1800 года при губернаторе Корнееве, упоминается о постройке здесь в древности первых «мураваных» зданий. Ольга Бобкова, заведующая отделом древних актов Национального исторического архива, выяснила, кто же были те знатные мещане, построившие здесь дома. В районе Нового рынка (как тогда называлась площадь Свободы) проживали аптекари Матис Чехович, Павел Михайлович, ювелиры Людвиг Бальцерович, Иван Амазикович, земские судьи Григорий Макарович и Мартин Володкович. Рядом находилась усадьба портного Ивана Мокранского, у него арендовал «гасподу» сын минского старосты Владислав Станкевич. Недалеко обитал служебник князя Федора Друцкого–Горского Венцлав Мокранский...

Но кто поселился у ратуши раньше всех, точно Ольга Владимировна не берется сказать.

— Первую минскую «каменицу» на Немиге я обнаружила в бумагах 1620–х годов. Однако это не значит, что таковых не существовало раньше, в том числе на площади Свободы.

Археолог Валентин Соболь в 1995 году провел здесь последние раскопки. Раскрытые в земле фундаменты врезались в мощные стены бывшего монастыря базилианок. Что под ними сокрыто — до сих пор неизвестно. А жаль, что не копнули поглубже.

Замурованные ответы

Удача улыбнулась исследователям двадцать лет назад, когда реставрировали тот самый дом по улице Энгельса, 1. Владимир Денисов, специалист по средневековому Минску, сотрудник Национального исторического архива, вспоминает, как неожиданно «открылось» самое древнее здание города:

— «Пляц» возле ратуши в руках базилиан оказался еще в начале XVII столетия. Когда здание музыкальной школы реставрировалось, мы провели натурные обследования и обнаружили с левой стороны фасада, на углу с улицей Герцена, фрагменты кладки, очень напоминающей кладку замковой башни конца XVI века у несвижского фарного костела — готическая, с элементами ренессанса. Но здание–то барочное! И еще мы заметили, что две кладки, конца XVI и начала XVII веков, не стыкуются: оконные проемы в более старой идут на другом уровне, нежели современные.

По расчетам Владимира Николаевича, первые дома, фрагменты которых сохранились в левом крыле монастыря базилианок, построены более четырехсот лет назад — в 1570–е годы. Уточнить датировку помогли бы архивы базилианского ордена, но все они находятся в Вильнюсе.

Старина в натуре

Натурные исследования на первой минской «каменице» в 1986 году проводила Людмила Иванова, нынешний начальник архитектурно–реставрационного отдела УП «Проектреставрация». Специально для нас Людмила Владимировна подняла из архива ранее не публиковавшиеся материалы.

— По нашим данным, от дома XVI века сохранились в монастыре базилианок подвалы, небольшие фрагменты стен первого и второго этажей.

Сейчас древнейшие черты незаметны. Они под побелкой. От наших глаз скрыт и вход на галерею, ведшую в церковь Святого Духа (саму церковь разрушили в 1936 году). Во многих европейских городах считается престижным, если в доме сохранились старые перекрытия, стены с готической или ренессансной кладкой. Но у нас решили сэкономить на консервации уцелевших фрагментов истории. Восстановлен облик монастыря не в том виде, как задумывали архитекторы.

— Планировали установить на фронтоне завершения в виде шарика и пинаклей по бокам. На входе реконструировать ренессансный каменный портал. Вместо последнего появился металлический козырек, — с сожалением перечисляет неосуществленные идеи Людмила Владимировна.

За семью печатями

Кроме осколков горшков и остатков древнего строительного мусора, стандартного набора находок при любых раскопках, археологу Валентину Соболю в земле случайно попался сигнет — перстень со шляхетским гербом: черный ворон, держащий в клюве кольцо. Если удастся узнать, кому он принадлежал, нетрудно будет вычислить, кто же первый построил каменную усадьбу в Минске. Но недавно эта и еще около 300 тысяч уникальных археологических находок из раскопок города бесследно пропали из хранилища Института истории (об этом «СБ» писала 10 февраля с.г.). И все, что таил в себе перстень, скрылось за семью печатями...

Белый дом под высокой красной черепичной крышей, благодаря которой он заметен с главных столичных проспектов — Независимости и Победителей, упорно хранит секрет своего рождения. Но рано или поздно археологи опять вернутся в его подземелья и поставят в этой истории точку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter