Перспективы развития агропромышленного комплекса республики на 2011—2015 годы

В республике успешно завершается Государственная программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы. Достигнуты параметры абсолютного большинства ее позиций как в производственной, так и в социальной сферах развития АПК. Полностью обеспечена продовольственная безопасность государства, более 2 млрд. долларов США составляет аграрный экспорт. По производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на человека Беларусь занимает первое место среди стран СНГ. Успешно решаются социальные проблемы сельского населения.<br><br> Созданная инфраструктура отрасли и наработанные механизмы хозяйствования на земле позволяют ставить в настоящее время задачи по переводу агропромышленного производства страны на новый, более динамичный уровень развития. Эту цель и предусматривает разработанный проект очередной программы экономического и социального развития АПК на 2011 — 2015 годы, который обсуждается в правительстве, республиканских министерствах и ведомствах с участием руководителей и специалистов областного уровня. Вместе с тем представляет интерес мнение по этому вопросу и широкой аграрной общественности страны. Полагаем целесообразным учесть при окончательной доработке проекта Программы предложения руководителей и специалистов районов, сельскохозяйственных организаций и трудовых коллективов по программным позициям. В этом случае главе государства будет представлен на утверждение всесторонне проработанный проект программы, учитывающий мнение всех субъектов хозяйствования АПК. С этой целью ниже публикуется в реферированном виде раздел проекта программы, содержащий основные позиции и их количественные характеристики по развитию производственной сферы сельского хозяйства. Раздел по социальному развитию сельских регионов менее дискуссионный, перечень мероприятий и объемы их реализации определяются финансовыми возможностями республиканского и местных бюджетов. <br><br> Просим всех заинтересованных в месячный срок со дня опубликования представить свои предложения в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия как по вопросам укрепления аграрной экономики, так и по решению социальных проблем села.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия приглашает к обсуждению проекта новой программы

В республике успешно завершается Государственная программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы. Достигнуты параметры абсолютного большинства ее позиций как в производственной, так и в социальной сферах развития АПК. Полностью обеспечена продовольственная безопасность государства, более 2 млрд. долларов США составляет аграрный экспорт. По производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на человека Беларусь занимает первое место среди стран СНГ. Успешно решаются социальные проблемы сельского населения.

Созданная инфраструктура отрасли и наработанные механизмы хозяйствования на земле позволяют ставить в настоящее время задачи по переводу агропромышленного производства страны на новый, более динамичный уровень развития. Эту цель и предусматривает разработанный проект очередной программы экономического и социального развития АПК на 2011 — 2015 годы, который обсуждается в правительстве, республиканских министерствах и ведомствах с участием руководителей и специалистов областного уровня. Вместе с тем представляет интерес мнение по этому вопросу и широкой аграрной общественности страны. Полагаем целесообразным учесть при окончательной доработке проекта Программы предложения руководителей и специалистов районов, сельскохозяйственных организаций и трудовых коллективов по программным позициям. В этом случае главе государства будет представлен на утверждение всесторонне проработанный проект программы, учитывающий мнение всех субъектов хозяйствования АПК. С этой целью ниже публикуется в реферированном виде раздел проекта программы, содержащий основные позиции и их количественные характеристики по развитию производственной сферы сельского хозяйства. Раздел по социальному развитию сельских регионов менее дискуссионный, перечень мероприятий и объемы их реализации определяются финансовыми возможностями республиканского и местных бюджетов.

Просим всех заинтересованных в месячный срок со дня опубликования представить свои предложения в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия как по вопросам укрепления аграрной экономики, так и по решению социальных проблем села.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ раздел программы имеет экономическую направленность, предусматривает высокий уровень использования природных ресурсов страны и снижение удельных затрат на всех этапах производства и переработки продукции, повышение ее потребительских качеств и конкурентоспособности на внутреннем и мировых рынках. Поэтому в целях придания реального приоритета экономическим показателям в качестве основных критериев оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов в программный период предлагается принять показатели эффективности, в основе которых лежат размеры выручки и прибыли с учетом условий хозяйствования: балльная оценка сельскохозяйственных угодий, наличие животноводческих комплексов, созданных на средства государства; присоединение убыточных сельскохозяйственных организаций и уровень их финансовых обязательств; объем полученных безвозвратных государственных инвестиций и другие объективные факторы. Это позволит создать эффективный механизм объективной оценки результатов хозяйствования на земле, ориентирующий сельхозпроизводителей на укрепление экономики, побуждающий наращивать производство сельскохозяйственной продукции на основе использования наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов.

Намечается повысить уровень экономической эффективности использования в сельскохозяйственном производстве средств государственной поддержки. Предлагается ввести порядок, при котором бы ее процент в расходной части консолидированного бюджета соответствовал проценту сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны.

Считаем необходимым не включать в объем государственной поддержки сельского хозяйства бюджетные расходы на развитие социальной инфраструктуры села; поддержание и повышение плодородия земель (по статьям — мелиорация, известкование, внесение органики, рекультивация земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению и др.); ведение племенной работы, ветеринарное дело и противоэпизоотию, селекцию и семеноводство; организацию крупных защитных мероприятий в растениеводстве, ликвидацию и снижение последствий аварии на Чернобыльской АЭС; закупку продукции для государственных нужд.

Предлагается следующая схема государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса:

инновационная, научно-техническая и научная деятельность в сфере агропромышленного производства;

финансирование отраслевых и государственных программ, целевых мероприятий, реализация которых обеспечивает рост конкурентоспособности продукции, развитие технико-технологической базы производства;

поддержание доходности сельскохозяйственного производства на уровне средней по экономике для обеспечения межотраслевого паритета; выравнивание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с различиями, обусловленными дифференциацией почвенно-климатических и экономических условий хозяйствования;

подготовка и повышение квалификации кадров для агропромышленного комплекса, предоставление консультационной помощи;

информационное обеспечение и маркетинговое обслуживание;

обеспечение стабильности аграрного рынка, включая формирование и использование государственных стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции, развитие системы страхования и другие меры развития сельского хозяйства, системы переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Основной объем средств государственной поддержки направить непосредственно организациям агропромышленного комплекса во взаимосвязи с объемами реализации продукции нормативного качества и условиями хозяйствования.

В ПРОГРАММЕ предусмотрена оптимизация условий для частной предпринимательской деятельности в сфере АПК, в первую очередь посредством введения заявительного порядка регистрации частных форм предпринимательской деятельности на селе, стимулирования привлечения частных инвестиций всех форм в развитие агропромышленного производства для создания как самостоятельных частных структур, так и для формирования совместных форм хозяйствования, защищая при этом интересы отечественных государственных и кооперативных организаций.

Для оптимизации размещения агропромышленного производства по зонам и регионам cтраны, повышения эффективности использования почвенно-климатического потенциала предложены:

научно-обоснованные схемы специализации агропромышленного производства;

целевые региональные системы земледелия;

перечень и объемы мероприятий по повышению уровня внесения органических, минеральных и известковых удобрений, использованию высокоэффективных средств защиты растений, совершенствованию семеноводства;

комплекс мер по восстановлению мелиоративных систем и их эффективному функционированию;

отмечен приоритет животноводства, в первую очередь скотоводства, ориентируясь на высокий потенциал травяных ресурсов республики; В скотоводстве намечено:

создать и внедрить в производство специализированный тип молочного скота с продуктивностью коров 10 —12 тыс. кг и затратами корма 0,8 — 0,9 к.ед. на 1 кг молока;

сосредоточить производство молока в специализированных сельскохозяйственных организациях, провести реконструкцию и строительство новых ферм на 650—700 тыс. скотомест, выйти в среднем по республике на годовой надой молока 6 тыс. килограммов от коровы;

обеспечить продуктивность молочного скотоводства за счет качественно новых технологий, основанных на снижении удельных затрат ресурсов (в большей мере труда и кормов), комплексной механизации основных технологических процессов: содержания животных в условиях контролируемого микроклимата, эффективного приготовления и скармливания кормов, удаления и утилизации навоза, доения и охлаждения молока и т. д.;

довести к 2015 году численность чистопородных мясных коров до 10 тыс. голов, производство говядины от скота мясных пород и его помесей до 20 тыс. тонн, повысив среднесуточные привесы на выращивании и откорме до 1200 — 1300 г и снизив затраты кормов до 7,5 — 8,0 к.ед.

Для обеспечения производства 500 — 550 тыс. тонн свинины намечается построить не менее 70 новых свиноводческих комплексов мощностью каждого 24 — 30 тыс. голов выращивания и откорма в год, усовершенствовать породный состав свиней, обеспечив среднесуточные привесы на выращивании и откорме 650 — 700 граммов, создать сеть репродукторных племенных свиноводческих ферм.

Намечается обеспечить прирост производства 250 тыс. тонн мяса бройлеров за счет модернизации существующих птицефабрик, строительства новых бройлерных птицефабрик на 30 млн. голов, а также внедрения прогрессивных технологий производства и повышения среднесуточных приростов до 64 граммов.

В соответствии с программой получит дальнейшее развитие рыбоводство, где объем производства товарной рыбы в республике намечается довести до 22,7 тыс. тонн.

Считаем, что мероприятия по развитию животноводства позволят приблизиться к среднеевропейскому уровню по продуктивности и ресурсоемкости производства в этой отрасли, удовлетворить потребности республики в сырьевых и продовольственных ресурсах, сформировать целесообразные экспортные фонды.

В разделе по развитию земледелия важная роль отводится повышению продуктивности мелиорированных земель посредством инновационных подходов в эксплуатации мелиоративных систем. Предусмотрено обеспечить к 2015 году оптимальный водный режим для сельскохозяйственных растений на площади около 2,8 млн. га, довести продуктивность этих земель до уровня 6 — 7 тонн кормовых единиц с гектара, создать не менее 500 тыс. га высокопродуктивных многокомпонентных пастбищ. Кроме того, за счет выполнения мелиоративных работ предусматривается ввести в сельскохозяйственное использование новые земли на площади 22,6 тыс. га.

Для повышения плодородия почв планируется внести к 2015 году органических удобрений не менее 50 млн. тонн (12 тонн на гектар пашни) и почти 2 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений при соотношении азотных, фосфорных и калийных 1:0,4:1,1. Проводить ежегодное известкование на площади не менее 474 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. Программой предусмотрено увеличить к 2015 году мощность Гомельского химического завода по производству фосфорсодержащих удобрений до 320 тыс. тонн действующего вещества, увеличить на нем объемы выпуска комплексных удобрений в объеме полной потребности под сахарную свеклу, пивоваренный ячмень, картофель, гречиху и пшеницу, всего 420 тыс.тонн в физическом весе.

Предусмотрено также накопить в пахотном слое почвы не менее 75 тыс. тонн биологического азота посредством расширения посевов многолетних бобовых трав до 400 тыс. гектаров, бобово-злаковых трав до 350 тыс. гектаров и зернобобовых культур до 350 тыс. гектаров.

В целях существенного роста продукции растениеводства, помимо мероприятий по повышению плодородия почвы, большое значение придается внедрению зональных систем земледелия, базирующихся на возделывании новейших сортов сельскохозяйственных культур, преимущественно отечественной селекции, и использованию прогрессивных энергоресурсоэкономных технологий.

ЗЕРНОВЫЕ культуры будут представлены высокоурожайными сортами и гибридами, обеспечивающими в производстве к 2015 году в среднем по стране урожайность зерна пшеницы в 4,3 т/га, тритикале — 4,2, ржи — 3,9, ячменя — 4,1 , овса — 4 т/га. По проведенным расчетам в структуре валового сбора зерна в 2015 году пшеница составит 2236 тыс. тонн; тритикале — 1890 тыс. тонн; ячмень —2214 тыс. тонн; рожь — 1560 тыс. тонн; кукуруза — 1000 тыс. тонн; зернобобовые — 1000 тыс. тонн.

Ставится целью обеспечить ежегодное производство суперэлиты зерновых и зернобобовых культур в объеме 5300 тонн и элитных семян — 52 тыс. тонн, что полностью обеспечит потребности райсемхозов. В сырьевых зонах Гомельской и Брестской областей намечено обеспечить производство семян гибридов кукурузы первого поколения в количестве около 25 тыс. тонн, соответственно увеличив мощности по доработке семян в Гомельской и Брестской областях.

В республике постоянно актуальна проблема семян многолетних трав. Поэтому намечается специализировать на производстве элиты и 1 репродукции семян многолетних трав 30 сельскохозяйственных предприятий с оснащением их необходимой материально-технической базой; довести производство семян трав до объема полного обеспечения.

С учетом животноводческой специализации аграрной отрасли большое значение придается оптимизации кормопроизводства. В этих целях намечается:

создать стабильную кормовую базу в объеме нормативной потребности под планируемые объемы производства животноводческой продукции с образованием 20 проц. страхового фонда;

стабилизировать посевную площадь многолетних трав на пашне на уровне 850 тыс. га (20 проц. от пашни), довести в их структуре долю бобовых и бобово-злаковых до 90 проц., используя в качестве бобового компонента на легких почвах лядвенц, эспарцет и донник; определить посевную площадь кукурузы на силос в размере 530 — 550 тыс. гектаров;

расширить посевы зерновых культур в структуре однолетних трав в смеси с зернобобовыми для приготовления зерносенажа; увеличить посевы однолетних культур в поукосных и промежуточных посевах до 500 тыс. га;

заготовить сенаж и силос из травяных кормов с упаковкой в полимерные материалы (рукава, пленка) до 50 проц. от общих объемов.

По мере повышения культуры питания населения возрастает спрос на высококачественные плоды и овощи. Решения этой проблемы требуют и задачи импортозамещения. Поэтому намечается увеличение среднегодового производства плодов и ягод к концу 2015 г. до 1 млн. тонн, в том числе в сельхозорганизациях до 300 тыс. тонн, а также увеличение среднегодового производства овощей к концу 2015 г. до 2,5 млн. тонн.

Планируется создать всем предприятиям, перерабатывающим плоды и овощи, собственные промышленные сырьевые зоны с использованием сортов, пригодных для механизированной уборки и промышленной переработки с получением продукции высокого качества, конкурентоспособной на внутреннем и зарубежных рынках. Производство тепличных овощей осуществить в 19 тепличных комбинатах. В специализированных по плодам и овощам сельскохозяйственных организациях построить и реконструировать плодохранилища емкостью 64 тыс. тонн и 57 овощехранилищ.

Предусмотрено довести ежегодный экспорт овощной продукции до 100 тыс. тонн, сократив до минимума импортные поставки овощей, кроме их видов, производство которых в условиях республики экономически не целесообразно по природно-климатическим условиям. Важным элементом интенсивных технологий возделывания всех сельскохозяйственных культур является их защита от вредоносных объектов: болезней, вредителей, сорняков. Усовершенствовать этот процесс намечается в первую очередь посредством укрепления материальной базы. Требуется обеспечить полную потребность хозяйств в опрыскивателях типа «Роса-05» и иметь в каждом районе не менее 2 опрыскивателей с высоким клиренсом для обработки высокостебельных культур, реализовать мероприятия по производству к 2015 году отечественных средств защиты растений в объеме не менее 90 процентов от общей потребности растениеводства.

В условиях широкого выхода на мировые аграрные рынки уровню переработки сельскохозяйственного сырья придается первостепенная роль в вопросах востребованности белорусской продукции, ее конкурентоспособности и экономической эффективности. Поэтому предполагается сосредоточить усилия переработчиков на высокотехнологичных, безотходных и ресурсосберегающих технологиях, производстве продукции, соответствующей мировым стандартам качества.

Намечено освоить производство новых видов продовольственной продукции функционального назначения, расширить производство полуфабрикатов высокой степени готовности в асептической упаковке, при этом обеспечить беспрепятственный доступ пользующихся спросом новых видов продукции во все регионы республики и их торговые организации.

В молочной промышленности планируется довести к 2015 году объем переработки до 7365 тыс.тонн. Намечается реконструкция 5 сыродельных предприятий с приростом мощностей 30 тысяч тонн сыра в год, рост объемов производства сухого цельного и сухого обезжиренного молока за счет загрузки действующих мощностей, а также создания новых в 6 молочных комбинатах, организуется переработка кислых видов сыворотки.

В первые программные годы намечается провести углубленную модернизацию мясной промышленности. В первую очередь будут созданы современные мощности по убою скота из расчета 1—2 предприятия на область, поэтапно переведя все остальные в разряд мясоперерабатывающих (без убоя скота).

Техническое и технологическое переоснащение мясной отрасли планируется реализовать посредством модернизации цехов по убою и переработке сельскохозяйственных животных с применением новейших отечественных и зарубежных технологических линий, обеспечивающих высокий выход конечной продукции с единицы сырья, улучшенный товарный вид мяса, его качество и увеличение сроков годности. На этой основе обеспечить производство мяса и субпродуктов 1 категории в количестве 667 тыс. тонн, колбасных изделий — 188 тыс., полуфабрикатов — 60 тыс. тонн, мясных консервов — 37 миллионов условных банок.

В целях обеспечения высокой степени сохранности зерна государственных ресурсов, расширения ассортимента хлебобулочных изделий и кандитерской продукции намечается модернизация и техническое переоснащение 9 действующих предприятий Департамента хлебопродуктов. В этой же сфере представляется необходимым решить вопросы по повышению качества и удешевлению комбикормов.

Уже много лет ведутся разговоры об оптимизации числа льнозаводов. Считаем, что пора приступить к делу, сохранив их в количестве 22 заводов и сформировав для них оптимальные сырьевые зоны. Остальные — реорганизовать в филиалы по производству льносырья, а некоторые из них передать сельскохозяйственным организациям. На наиболее успешно работающих льнозаводах намечается провести полное технологическое обновление на основе закупки высокопроизводительных льноперерабатывающих линий.

В организационном плане полагаем необходимым создать в республике интегрированную организационно оформленную льняную структуру, основной функцией которой являлось бы объединение усилий субъектов технологической цепи, консолидация интересов различных сфер производства и сбыта, создание единого механизма стимулирования, получения высококачественной готовой продукции.

В сахарной отрасли намечается повысить эффективность действующих сахарных заводов и их сырьевых зон за счет урожайности сахарной свеклы и довести ее валовой сбор к 2015 г. до 6 млн. тонн для производства 830 тыс. тонн сахара.

В масложировой отрасли требуется обеспечить производство рапсового масла 360—380 тыс. тонн в год. К 2015 г. планируется увеличение производственных мощностей крупных организаций по переработке семян масличных культур до 1100 тыс. тонн в год.

В плодоовощной перерабатывающей отрасли намечено довести объем производства консервов до 543,4 млн. условных банок, соковой продукции — 346,4 и консервированного детского питания — 28,4 млн. условных банок.

В картофелеперерабатывающей отрасли предполагается полностью перейти на современные виды продукции: продовольственный очищенный картофель в вакуумной упаковке, продовольственный мытый подсушенный картофель, замороженные картофелепродукты, сушеные полуфабрикаты, модифицированные крахмалы для технических целей, пищевой промышленности и нужд медицины.

Для обеспечения системного управления качеством продовольственной продукции в производственных и перерабатывающих предприятиях намечается внедрение принципов системы ХАССП и ИСО 9000.

Отдельный раздел программы посвящен развитию личных подсобных хозяйств населения. Он включает мероприятия по организации производства всех видов продукции, создание потребительских кооперативов на селе, организацию закупок излишков продукции, механизм финансовой поддержки и ряд других позиций. Предлагается внести ряд изменений в принятые нормативные акты, регулирующие порядок функционирования хозяйств населения, и принятие новых.

В целях повышения эффективности работы предприятий агропромышленного комплекса, укрепления аграрной экономики намечается обеспечить рациональное сочетание различных форм собственности и хозяйствования. Предполагается создание многоотраслевых или узкоспециализированных агропромышленных структур, интеграторами которых являются перерабатывающие предприятия, торгово-сбытовые и кредитно-финансовые организации, что позволит обеспечить установление более тесных взаимосвязей их участников на этапах от производства до реализации продукции с выделением во всей этой цепочке приоритетов производителей сырья.

КООПЕРАТИВНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЕ структуры намечается создавать в рамках многоуровневой системы:

— первичном (внутрикорпоративном), с целью совершенствования экономических отношений в рамках существующих крупных агропромышленных организаций, что усилит мотивационное воздействие на работников, повысит производительность труда и финансовую результативность сельскохозяйственной организации;

— региональном, позволяющем посредством кооперативно-интеграционных отношений участвовать крупнотоварным сельскохозяйственным организациям, фермерским и личным хозяйствам граждан в региональных агропромышленных структурах по отдельным направлениям хозяйственной деятельности по продуктовому признаку (потребительских кооперативах, ассоциациях) в целях координации предпринимательской деятельности, воздействия на конъюнктуру регионального рынка, экономии на маркетинговой и информационной деятельности, диверсификации производства, а также представления и защиты общих имущественных интересов участников;

— межрегиональном, путем создания на базе региональных агропромышленных формирований крупных областных объединений по продуктовым подкомплексам с участием государства (ассоциации, союзы, хозяйственные группы, холдинги), что позволит создать мощную сырьевую базу для крупных животноводческих комплексов, перерабатывающих и пищевых предприятий в регионах, условия для оптимизации товарных потоков продукции за счет концентрации усилий большего числа участников и эффективного взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления;

— республиканском, позволяющем формировать крупные продуктовые компании, которые замыкают всю технологическую цепь продвижения продукции к конечным потребителям (от получения сырья до сбыта качественного и конкурентоспособного многоассортиментного продовольствия под разнообразный потребительский спрос), включая службы финансового, ресурсного, маркетингового и управленческого обеспечения.

В программе большое внимание уделяется техническому переоснащению и модернизации АПК.

В целях оптимизации структуры и состава машинно-тракторного парка АПК, позволяющего внедрять новые производительные системы машин, инновационные технологии производства сельскохозяйственной продукции, предусматривается:

обеспечить ежегодное обновление 7—10 процентов машинно-тракторного парка техническими средствами нового поколения;

предусмотреть дальнейшее развитие сети фирменных дилерских (технических) центров заводов-изготовителей (отечественных и зарубежных) по основным видам сложной энергонасыщенной техники как одного из важнейших элементов реструктуризации технического сервиса в АПК; продолжить совершенствование практики лизинговых поставок сельскохозяйственной техники, базируясь на реальной ее потребности для конкретных условий каждого региона и с учетом увеличения срока аренды объекта лизинга до полной его амортизации.

разработать и реализовать программы реконструкции и технического перевооружения молочнотоварных ферм, свиноводческих комплексов, комплексов по откорму КРС и птицефабрик, предусматривающие производство на их мощностях не менее 80 проц. молока, 90 проц. свинины и мяса птицы, 50 проц. говядины от общего производства этих видов продукции в республике. Предусмотреть внедрение на новых и реконструируемых комплексах новейшего оборудования для содержания животных и птицы, доения коров и первичной переработки молока, приготовления и раздачи кормов, совершенствование систем регулирования микроклимата в помещениях и навозоудаления.

ДЛЯ реализации инновационных технологий производства сельскохозяйственной продукции в 2011—2015 годах обоснована структура основных видов технических средств, основанная на показателях производительности и экономической эффективности. Намечается дооснастить хозяйства республики энергонасыщенными тракторами с мощностью двигателя не менее 250 л. с. в комплекте с оборотными плугами, широкозахватными комбинированными почвообрабатывающими посевными агрегатами, многотоннажными прицепами для перевозки грузов и машинами повышенной грузоподъемности для внесения минеральных и органических удобрений.

Предусмотрено отдать приоритет блочно-модульным машинам, позволяющим посредством перестановки отдельных узлов комплектовать агрегаты различными рабочими органами, способными выполнять практически все технологические операции по предпосевной подготовке и посеву.

Намечено укрепление технического парка в зерновом хозяйстве. Хозяйствам с урожайностью зерновых и зернобобовых культур более 40 ц/га следует ориентироваться на комбайны с пропускной способностью 10 кг/с и более, что позволит проводить уборку урожая в оптимальные сроки даже в экстремальных погодных условиях, уменьшить потери зерна. Все комбайны должны быть оснащены приспособлениями для измельчения соломы.

Предлагается модернизировать 750 и построить 795 новых зерноочистительно-сушильных комплексов с установкой на них новейших технологических систем, ввести в эксплуатацию новые зернохранилища общей емкостью 1840 тыс. тонн.

Обширные мероприятия намечены по механизации процессов производства и приготовления высококачественных кормов. В производство будут включены новые типы навесных и прицепных косилок, позволяющих интенсифицировать процесс естественной влагоотдачи, высокопроизводительных ворошилок и граблей. Парк кормоуборочных комбайнов предлагается обновлять на 400 единиц ежегодно.

Для снижения транспортных затрат планируется переход на принципиально новые средства с комплектами сменных адаптеров, обеспечивающие транспортировку всех видов сельскохозяйственных грузов, включая зерно, травяную и силосную массу, корнеплоды, минеральные и органические удобрения, строительные и другие материалы.

В соответствии с программой требуется дополнительное комплектование машинно-тракторных парков сельскохозяйственных организаций техническими средствами для проведения защитных мероприятий, внесения твердых и жидких минеральных, а также органических удобрений.

Предусмотрен комплекс мер по укреплению технической базы животноводства. Для доения коров в залах намечена поставка не менее 500 штук автоматизированных доильных установок типов «Елочка», «Тандем», «Параллель» и «Карусель». Актуальной обозначена проблема поставки в хозяйства республики доильных роботов, что позволит снизить трудозатраты до 1—1,5 человеко-часов на 1 центнер молока и получить продукцию высшего сорта.

Требуются также создание и поставка в хозяйства передвижных автоматизированных установок для доения коров на пастбищах, способных обеспечить одинаковый стереотип доения животных как в коровниках, так и на пастбищах, позволяя повысить качество молока.

Повышение эффективности свиноводческих комплексов рассматривается через содержание различных технологических групп свиней с внедрением станочного оборудования из коррозиестойких материалов, в том числе ПВХ-панелей, безводного удаления навоза, комфортных условий содержания.

Система технических мероприятий в птицеводстве республики отработана достаточно полно, специальных мероприятий по ней программа не предусматривает.

ДЛЯ усиления мотивации труда и повышения доходов работников аграрного производства предусматривается:

положить в основу оплаты труда руководителей, специалистов, трудовых коллективов сельскохозяйственных организаций размеры выручки и прибыли за реализованную продукцию, товары и услуги, которые определяют конечный финансовый результат деятельности предприятий или его структурного подразделения;

ввести повсеместно практику накопления персонифицированной (долевой) собственности путем направления части прибыли на формирование и увеличение паевого (долевого) фонда, начисление дивидендов, процентов и т. д.;

предусмотреть выделение или продажу по льготным ценам в порядке оплаты труда некоторых видов натуральной продукции для развития личных подсобных хозяйств.

ПРОИЗВОДСТВУ сельскохозяйственной продукции в программе придана экспортная направленность. Главным во внешнеторговой деятельности определено рациональное использование экспортного потенциала АПК, обеспечение положительного сальдо на основе производства и реализации конкурентоспособной отечественной продукции, сбалансированности экспортно-импортных потоков, диверсификации структуры экспорта.

Достижение положительного внешнеторгового сальдо предусматривается за счет:

1. Роста экспорта по основным товарным группам:

мясо- и молокопродукты — в 2,5 раза;

картофель, овощи и плоды — в 2,5 раза;

продукты переработки плодов и овощей — в 4 раза;

жиры и масла растительного происхождения — в 5 раз.

В этом случае стоимость экспорта, исходя из возможных объемов и сложившихся цен на мировых рынках, составит 6—6,5 млн. долл. США.

2. Оптимизации импорта путем снижения ввоза в республику на основе реализации программ импортозамещения:

белковых и других кормовых добавок;

плодов, овощей и продуктов их переработки;

жиров и масел растительного происхождения;

табачных изделий и некоторых других видов продукции.

В программе приведен перечень организационных мер, необходимых для достижения обозначенного уровня внешнеторговой деятельности.

Важное значение уделяется кадровому обеспечению АПК. В этих целях намечено:

осуществить подготовку кадров руководителей и специалистов для сельскохозяйственной отрасли, способных управлять организационными и технологическими процессами высокопроизводительного и экономически эффективного аграрного производства, в количестве: с высшим образованием — 2700, со средним специальным — 3500 и профессионально-техническим — 19000 человек;

усилить работу по комплектованию контингента студентов первых курсов на основе предварительного отбора абитуриентов на этапе завершения общего образования, тестирования знаний и собеседования на предмет профессиональной пригодности, обеспечить приоритет сельской молодежи в учреждениях аграрного образования через расширение довузовской подготовки и целевого приема;

ввести в условиях инновационного развития АПК новые образовательные стандарты, повысить оснащенность учреждений образования лабораторным и аудиторным оборудованием, новейшими машинами для ведения сельскохозяйственного производства;

повысить научный потенциал профессорско-преподавательского состава в аграрных вузах через создание перспективного кадрового реестра талантливых молодых ученых и студентов для подготовки преимущественно на соискательской основе кандидатов и докторов наук. Обеспечить им режим наибольшего благоприятствования;

расширить интеграцию образования, науки и производства для решения задач подготовки профессионально компетентных специалистов через создание филиалов кафедр в НПЦ НАН Беларуси и на предприятиях АПК и учебно-научно-производственных региональных центров практического обучения;

ввести систему непрерывного последипломного образования, максимально приблизив его содержание к запросам и потребностям сельскохозяйственного производства, широко используя отечественный и зарубежный опыт;

развивать экономико-правовой механизм снижения текучести кадров на селе, предусматривающий реальную заинтересованность специалистов в результатах своего труда, улучшение жилищно-бытовых и других социальных условий, повышение ответственности учебных заведений, управлений сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов и организаций за карьерный рост кадров;

осуществить меры по созданию новых рабочих мест, развивая сферу обслуживания, подсобные промыслы и другие направления деятельности как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного профиля в регионах с аграрным перенаселением.

Научное обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса будет организовано на основе системного информационно-практического взаимодействия научно-практических центров НАН Беларуси и вузов республики с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, концерном «Белгоспищепром», областными и районными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию, непосредственно с производителями и переработчиками сельскохозяйственного сырья. Будут использованы как научные разработки НАН Беларуси и аграрных вузов республики, выполненные в соответствии с государственными исследовательскими программами, так и достижения зарубежной науки, адаптированные к почвенно-климатическим условиям Беларуси.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Адрес для сообщений: k339@mshp.minsk.by, fax: 2260815
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter