Александр Червяков: сложившаяся экономическая ситуация несет в себе не только риски, но и возможности

Перспективы новой реальности

Как бы ни складывалась геополитическая ситуация, но очевидно — этот год стал переломным. Мир уже никогда не будет прежним. И экономика будет другой: и планетарная, и национальные. И первой окажется на вершине конкурентоспособности страна, которая наиболее оперативно подстроится под новые реалии. У Беларуси есть все шансы оказаться во главе событий, а не в хвосте. Как использовать сложившуюся непростую ситуацию для выхода на новый виток развития, обсуждали на организованном Министерством экономики республиканском семинаре-совещании, прошедшем в гибридном формате в Сморгони. 

Точка приложения усилий

С инвестициями сейчас ситуация складывается не самая радужная. По этому показателю Беларусь просела, но некритично. Сказались объективные причины, возникшие из-за санкций. Это и проблемы с расчетами, логистикой, сложности с приобретением и доставкой оборудования. Даже уже законтрактованного. Немало его производителей отказываются работать с нашими субъектами хозяйствования. Причем как европейские, так и их «дочки» в других государствах. 

Но при всех неприятностях «идеального шторма» можно сказать, что первый шок мы пережили. И хотя остается еще много неизвестностей, многое начинает проясняться. Главное — принять новую реальность глобальной экономики. И стараться занять в ней наиболее выгодную и достойную нишу. В этом случае на первый план выходит субъективный фактор, когда результат зависит не только от внешней конъюнктуры, но является отражением результата эффективности совместных действий бизнеса, отраслей, министерств и ведомств, местных органов власти. 

Надо отметить, что на высоком уровне на текущие риски и угрозы была оперативная реакция. «Наша инвестиционная политика по-прежнему остается благоприятной, и государство не давало повода для сворачивания деятельности частных инвесторов. Наоборот, оно принимает все меры, чтобы максимально смягчить санкционные ограничения», — констатировал министр экономики Александр Червяков. Он отметил, что Указ № 93 предоставляет Правительству широкие полномочия по исполнению бюджета и принятию решений по отдельным предприятиям. «Меры по поддержке экономики неокончательные. Они будут постоянно дополняться», — отметил Александр Червяков. Он сориентировал коллег в министерствах, ведомствах, органах государственного управления, бизнеса на более активное взаимодействие. Прозвучавшие идеи могут стать почвой для принятия Правительством очередного пакета мер. Александр Червяков отметил, что уже утвержденный комплексный план поддержки экономики является базой для снижения влияния санкционных ограничений, чтобы инвесторы и бизнес могли работать на нашем рынке. 

Есть что предложить

Несмотря на все сложности, Беларуси есть что предложить инвесторам. В частности, активное участие в программах импортозамещения. В том числе и в рамках Союзного государства. Определены восемь отраслевых площадок. Формируются «карты отраслей» по минимизации технологической зависимости от зарубежных партнеров. Стоит задача заместить критический импорт, освоить новую номенклатуру комплектующих на действующих мощностях и создать новые производства. 

Ведется активная работа по оценке наиболее перспективных проектов Национальной академии наук и «приземлению» их в регионах. Кроме того, Государственным комитетом по науке и технологиям проводится ревизия компетенций с наложением их на задачи импортозамещения. Планируется активно вовлекать в кооперационные цепочки малый и средний бизнес. Такую работу проводит в том числе и Фонд финансовой поддержки предпринимательства. По словам Александра Червякова, совместно с Минфином подготовлен пакет дополнительных денежных стимулов для малого и среднего бизнеса. К этому процессу подключился Банк развития.

Глава администрации СЭЗ «Гродноинвест» Дмитрий Рожков отметил: бизнес заинтересован в реализации инвестиционных проектов по созданию мультимодальных логистических центров с использованием железнодорожного транспорта. По его мнению, в текущих экономических условиях железнодорожные перевозки могут стать комплексным решением по оптимизации логистических потоков. «Полагаю, что есть необходимость в институциональной поддержке этих проектов, — отметил Дмитрий Рожков и добавил: — Свои предложения и соображения администрация СЭЗ сформировала и разослала заинтересованным органам. В последние годы администрация СЭЗ интенсивно аккумулировала предложения в сфере логистики и осуществляла поиск возможных партнеров для реализации проектов. Определенные результаты есть. «В СЭЗ реализуется четыре проекта в сфере логистики, преимущественно железнодорожной специализации», — констатировал Дмитрий Рожков. 

Что касается крупных текущих проектов в СЭЗ, то достигнуты договоренности с инвесторами о продолжении их дальнейшей реализации. Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться резидентам, — закрытие украинского рынка, на него приходилось до 13 процентов поставок продукции и существенные объемы импорта сырья и комплектующих. «В этой ситуации находимся в постоянном взаимодействии с резидентами СЭЗ, — рассказал глава «Гродноинвеста». — Работаем по переориентации поставок продукции на другие рынки, ищем новых поставщиков сырья». Он отметил, что по отдельным предприятиям уже достигнуты договоренности об экспорте продукции в Китай, в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Новых контрагентов по поставкам сырья, замещающего украинское, ищут прежде всего в России, а также некоторых нейтральных или дружественных странах Европы. По словам специалиста, есть определенные сложности по проектам на 2023–2024 годы. «Но мы работаем с заинтересованными инвесторами, компаниями, партнерами по всем направлениям, — отметил Дмитрий Рожков. — Текущий год просматривается. Основная задача — работать на перспективу». 

На границе тучи рассеиваются

На европейской границе еще «тучи ходят хмуро», хотя намечается просветление. Ежедневно в отведенных местах совершается до 450 операций по перегрузке или перецепке для доставки получателям от границы груза уже белорусскими перевозчиками, сообщил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Андрей Большаков. 

Он рассказал: по статистике, белорусско-европейскую границу пересекали 93 процента транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, России или государствах Евросоюза. Введя ограничения 9 апреля 2022 года, ЕС фактически запретил до 60 процентов перевозок. Ответные меры Беларуси снизили их еще на треть. «Сегодня только 7 процентов транспортных средств не подпадают под ограничения», — отметил Андрей Большаков. Он признал, что многие экспортеры и импортеры не были готовы к санкциям. Тем не менее сегодня ситуация на границе улучшается. И объемы передачи грузов европейскими перевозчиками белорусским и российским увеличиваются.

Активно ведется работа и по созданию новых логистических цепочек. «Подготовлено соглашение между Беларусью и Россией по транспортировке основных массовых грузов», — сообщил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович. Он отметил: по всем вопросам компромисс достигнут. Но белорусским предприятиям необходимо составить таблицу экспортируемых товаров с указанием объемных показателей, чтобы завершить переговорный процесс. В соглашении прописаны различные порты: в Ленинградской области, на берегах Черного и Каспийского морей. Он также рассказал, что вносятся изменения в соглашение с Россией по транспортировке экспортных грузов концерна «Белнефтехим». В прошлом году сложили логистическую цепочку для работы концерна с северными российскими портами. Было подписано соответствующее соглашение с Российской Федерацией. Сейчас в него вносятся изменения, чтобы «Белнефтехим» мог использовать и южные российские порты. 

   
Активно ведется работа и по созданию новых логистических цепочек.

Он посоветовал обратить внимание на транспортный коридор Север — Юг. В частности, государства Каспийского бассейна. «Иран и Азербайджан достаточно серьезные страны — покупатели различных товаров», — отметил Алексей Ляхнович. В частности, он упомянул продукцию деревообработки, которая уже поставляется в эти государства в весьма значительных объемах. Но можно везти по данным направлениям и другие грузы. «Через Иран есть выход в Персидский залив, через него можно транспортировать продукцию в Объединенные Арабские Эмираты, Индию, — отметил Алексей Ляхнович. — Это один из перспективных логистических коридоров». 

Первый заместитель министра транспорта отметил еще одну проблему: достаточно много своей продукции наши предприятия продавали на условиях FCA, когда за доставку и логистику отвечает потребитель этой продукции. Не все наши партнеры оказались готовы к этому в условиях санкций. «Совместно с Белорусской ассоциацией международных экспедиторов рассмотрели всех логистических операторов, которые готовы работать с нашими грузами и помогать выстраивать логистические цепочки, — рассказал Алексей Ляхнович. — Информацию об этих операторах направили во все министерства, ведомства и облисполкомы, чтобы наши предприятия могли потребителям своей продукции сразу предлагать белорусскую компанию, способную сложить логистическую цепочку». 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter