Рыба мечты. Репортаж из старейшего рыбхоза Беларуси «Новинок» Поставского района

Перспективный улов

Рыбы на нашем столе должно быть больше. Эту задачу поставил и Президент в ходе недавней поездки в Костюковичский район. Что необходимо для актуализации программы по развитию рыбохозяйственной деятельности? Для поиска ответа на этот вопрос корреспондент «НГ» отправилась в старейший рыбхоз страны «Новинки» Поставского района.

У рыбаков из Новинок невод всегда с рыбой.

Меня встречают ранним утром на вокзале. Садясь в машину, замечаю целый ворох снастей. Александр Лихоманов до сих пор не утратил вкуса к рыбалке. Для главы предприятия с таким профилем — это скорее исключение. В «Новинках» Александр Петрович более 15 лет:

— Львиную долю производства занимает карп, меньшую — толстолобик и амур. В небольших объемах выращиваем также щуку и сома. 

Среди всех рыбных хозяйств страны «Новинки» на 10-м месте по площади и на 3-м по производству, то есть заметно обходят тех, кто в разы крупнее. Дело в культуре производства, когда каждый гектар водной площади используют на 140 процентов (проектная мощность предприятия — 540 тонн товарной рыбы). 

Как непросто дается рыбный бизнес, почему важно подставленное государством плечо и о перспективах отрасли, глава хозяйства готов рассуждать долго. Машина мчит по живописным поставским окрестностям. Спешим на облов одного из прудов и… не успеваем. Работники планировали управиться за 5 часов, успели за три, доволен Александр Лихоманов:

— Обловили небольшой пруд на 4,2 гектара, который «отдал» 6,3 тонны рыбы, или 103 процента к плану. Всего таких прудиков у нас 10 — чтобы и летом без перебоев доставлять рыбу в торговую сеть. Большие пруды, которых у нас 7 (по 100 гектаров каждый), начнем спускать и облавливать осенью. 

В советские времена отрасль дотировалась процентов на 70, а готовый продукт забирали у хозяйств специализированные базы. Александр Петрович делает краткий экскурс в историю:

— Сейчас продажа — наша собственная забота. Цены поднимать нельзя, последние года три держим их на прежнем уровне. Иначе рыбу просто не станут покупать. И это при том, что стоимость комбикорма, топлива выросла на 30 процентов. Наш продукт не птица, которую можно вырастить дней за сорок, и даже не свинина. Чтобы довести карпа до кондиции, нужно минимум пару лет. 

Машины с огромными бочками на несколько тонн и фирменным логотипом «Новинок» на борту можно увидеть на рынках Витебска, в регионах:

— О какой-то баснословной выгоде говорить не приходится. В приоритете не оказаться в убытках. Для этого есть два варианта развития событий. Первый — сделать ставку на модернизацию, свое­временное обновление технопарка и наладить переработку с помощью государства. Второй путь более болезненный: от интенсивного производства перейти к экстенсивному. 

Это означает признать, что дотаций не будет, сократить штат до 20 человек и вместо 1000 тонн рыбы выращивать около 300. Причем в основном на естественных, вольных кормах. Такая оптимизация обещает прибыль, а рикошетом — фактически упадок целой деревни. Большинство жителей Новинок, не говоря про соседние Париж, Прусы, трудятся именно в местном рыбхозе.

— Есть программа продовольственной безо­пасности страны, планы, которые нужно выполнять. Чтобы рыба уходила влет, многое надо менять, и в первую очередь отношение потребителей к этому продукту. Между прочим, полезнейшему, даже целебному. Рыба — «скорая помощь» для профилактики атеросклероза, тромбоза, болезней сердца и сосудов, — отмечает собеседник.

Проверка корма на поедание: аппетит у здешней рыбы отменный.

Александр Лихоманов говорит, что нужно думать о переработке рыбы. Важным шагом на этом пути стало строительство здания сортировочной базы. В момент моего приезда в «Новинки» здесь как раз монтировали специальный сортировочный стол. В планах — запуск собственного производства:

— Речь не о консервах (из сырья «Новинок» под заказ их делают в Браславе. — Авт.), а о фарше и филе. Подрастает поколение хозяек, которые, как бы мы ни хотели, не хочет во­зиться с живой рыбой. И тенденция эта только растет. 

В инкубационном цехе получают икру, позже личинку, затем малька. На определенном этапе из стационарных ванн «новоселов» перемещают в пруды, где начинают подкормку. О нагульных прудах знает все молодой специалист рыбхоза Николай Слука. Ему 24 года, родом из Новополоцка. В Белорусскую государственную сельхозакадемию в Горках решил податься вслед за старшим братом Иваном. Родители сперва отговаривали, советовали идти учиться на стоматолога, улыбается парень:

— Но я решил по-своему и не жалею. До того как распределиться в «Новинки», дважды был здесь на практике, поэтому представлял, что меня ждет. Профессию люблю, коллектив у нас дружный и трудолюбивый, это главное. 

Рыбаки хозяйства вновь закидывают в воду невод. Он приходит с тиной и карпами, в чешуе которых горит теплое солнце последних августовских деньков. Над сине-зеленой гладью прудов курсируют чайки. Спокойный пейзаж дополняют еще советские кормушки «Рефлекс 1500», напоминающие катамараны. 

Массовый облов, по словам Николая, стартует с 1 сентября. Осенью один за одним начнут спускать все пруды. Рассчитывают на крупный улов, не менее стандартной для «Новинок» тысячи тонн. 

КОМПЕТЕНТНО

Виктор Шебалов, начальник управления производства животноводческой продукции и отраслевого строительства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома:

— В полном объеме квоту на вылов рыбы за 2018-й выполнили всего 5 арендаторов, на 90—99,5 процента — 14. Меньше чем на 50 процентов выполнение квот у 20 арендаторов. В прошлом году расторгнуто 4 договора аренды рыболовных угодий с арендаторами, три из них — по соглашению сторон. Еще два проекта решения о расторжении находятся на рассмотрении. Главные причины — прекращение деятельности юридических лиц и задолженность за аренду. Хотя если смотреть в корень, то это скорее следствие, а суть в совсем невысокой рентабельности отведения рыболовства. Средняя по арендованным участкам рек составила 2,4 процента, по водоемам с организацией платного любительского рыболовства — 2,3 процента, с промысловым и платным любительским рыбоводством до 100 гектаров — 3,2 процента, от 100 до 500 гектаров — 2,8 процента, свыше 500 гектаров — 2,6 процента. Вместе с тем передача озер и рек в аренду — это не только поступления в бюджет, но и поддержание наших водных угодий, их прибрежных территорий в должном состоянии. Насколько выгодно это самому арендатору — другой вопрос. Если он не просто занимается организацией платной рыбалки, а еще обловом и продажей, то, как рыбхозы, сталкивается с проблемой сбыта. Именно непросто дающаяся реализация влияет на то, будет успешно идти или все же свернется бизнес. Кроме того, государственные рыбные хозяйства ощущают недостаточное в сравнении с прежними временами финансирование. Так, на сегодня в Витебской области фактически осталось только одно предприятие, готовое выращивать рыбу в промышленных масштабах. Это все то же ОАО «Рыбхоз «Новинки». Трудности со сбытом и сокращение дотаций окончательно подкосили более мелкие хозяйства на Полотчине, Лиозненщине, в Богушевске. Поддерживать темпы производства у них не вышло. Потенциального инвестора ждут садки в Чашникском районе, где когда-то даже выращивали осетровых. К слову, в регионах, где много водоемов, продажи идут активнее. Сказывается полезная, наработанная годами пищевая привычка — употреблять дары рек и озер.

ЦИФРА

Среднедушевое потребление рыбы сегодня составляет 12,8 килограмма в год. Это с учетом импорта. По рекомендации медиков норма потребления в зависимости от возраста и физической нагрузки — от 16 до 24 килограммов в год на человека.

naumova@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter