Как выживает после пожара единственный частный приют для диких птиц в Осиповичском районе

Пернатые погорельцы смотрят в глаза

В деревне Моисеевичи Осиповичского района 2017 года официально прописалась большая стая пернатых — здесь открылся частный приют для диких птиц «Охрана природы». Хотя супруги Столяровы выхаживали их задолго до его основания. За свой счет. Но сейчас помощь им очень нужна. Еще в конце марта в приюте случился пожар. В огне погибли 400 птенцов, краснокнижный черный аист, полевой лунь. Пострадали и другие питомцы — пламя, уничтожившее птичий зимник, перекинулось на вольеры. 87 выживших птах (не считая птенцов) остались без еды и крыши над головой.


ПТИЧИЙ двор расположен на окраине деревни Моисеевичи, что в 35 километрах от Осиповичей. Чтобы пернатым, попавшим в беду, было комфортно, Столяровы соорудили просторные — метров по 50 каждый — вольеры с домиками под навесами, зимник — теплый дом, где раненые, перенесшие операции птахи и птенцы прятались от холода. Теперь на его месте  пепелище.

Хозяйка беспокойного хозяйства Жанна вспоминает:

— Ночью 27 марта нас разбудили подозрительные звуки: треск, хлопок. Выскочили на улицу — полыхает наш зимник, который мы только год назад построили. Стало страшно: там же птицы! Поскольку пропало электричество — выбило пробки — не работал подающий воду насос. И мы голыми руками вырывали деревянные изгороди, чтобы пламя не перекинулось на другие постройки, обожгли руки. Когда прибыли пожарные, в зимнике уже обрушились кровля, перекрытия. Птицы погибли. В том числе черный аист, наш «младший ребенок», который ходил за нами хвостиком, ласкался, хозяйничал дома — проверял, как я убираю, готовлю. Он любил колбаски — когда делали на улице барбекю, таскал их с решетки. Аиста 3 года назад сбил поезд, к нам он попал в жутком состоянии, из-за травм началось заражение крови, пришлось ампутировать ему крыло, потом больше 4 месяцев выхаживать. До сих пор не можем смириться с тем, что его больше нет. И полевого луня жаль, и птенцов. Индюков, страусов мы растим на продажу, ведь нашу дикую ораву надо кормить и лечить.

Теплый зимник, где выхаживали птиц после операции и маленьких птенцов, сгорел дотла.

Кормление постояльцев обходится недешево. Несмотря на травмы, аппетит у большинства из них отменный. Только аисты и совы в месяц съедают 1400 мышей.

— Это около 3 тысяч рублей — одна мышь стоит 2 рубля. А у нас еще галки, вороны, страусы, канюки, лебеди,
— констатирует Жанна. — Увы, их корма сгорели: 600 кило зерна, 8 мешков комбикорма по 30 килограммов каждый.

Сгорел не только зимник, пострадали соседние вольеры и их обитатели. Перепуганные страусы, пытаясь спастись от огня, бились о металлическую сетку, до крови разорвав шею и грудь. А двое, как только Столяровы открыли вольер, со страху пустились наутек. Жанна и ее муж Александр разместили объявление о пропаже, всю округу исколесили — и, к счастью, отыскали беглецов. Одного — в Осиповичском районе, другого — в Минской области, где голодная птица клювом собирала сок с берез. Привезли домой. Теперь лечат — один из страусов травмировал в путешествии ногу.

Из-за чего произошло возгорание, до сих пор неясно. Но Столяровы говорят, что не исключена версия поджога: «В зимнике была печь, но мы ее накануне не топили. Пернатых согревала инфракрасная лампа»…

Александр Столяров со спасенным страусом.

Сегодня в птичнике, начинавшемся с одного вольера, — почти сотня пернатых. Не считая птенцов, которых пересчитают поздней весной. А началось все в 2013 году, когда Столяровы прочли объявление о грачонке со сломанным крылом, которого хотели усыпить. Помчались в Минск, забрали птенца, прооперировали, поселили в квартире. И решили создать приют для диких пернатых. Купили домик в деревне, на отшибе…

У каждого их постояльца — своя история. Серую неясыть привезли из Бобруйского района: сбила машина. На «птичьем дворе» ей вправили крыло, наложили швы. Ее ушастая родственница, охотясь на мышь на трассе, увязла в битуме. Пришлось несколько часов удалять с ее тела мастику, потом лечить ожоги.

По словам Столяровых, часто к ним попадают травмированные аисты, лебеди, вороны, грачи, чайки, сороки. Лебедь-шипун прибыл с переломанным крылом. Попытки срастить его оказались безуспешными, но птицу спасли. В другого лебедя стреляли дробью... Аисту покалечили ногу — ветеринару пришлось ампутировать птице ступню.

Жанна Столярова и ее сын Ратмир кормят спасенных птиц.

За время существования приюта Жанна и Александр спасли жизнь сотням диких птиц, более 300 из которых благодаря им вернулись на волю. Выхаживать пернатых родителям помогает 5-летний Ратмир. Он очень ответственный. Кормит птенцов. Стрижам и ласточкам, например, носит сверчков. С 6 утра до 9 вечера. Каждые 15 минут.

Конечно, птицы без ног или крыльев в естественную среду обитания уже не вернутся, останутся в Моисеевичах — на пожизненном обеспечении. А покалеченных птах сюда привозят со всей страны. Как-то доставили раненую ворону аж из Санкт-Петербурга. И хотя Столяровы специализируются на пернатых, в беде не бросают и других животных. «Усыновили» слепого ежика — крохотного выловили из реки, кормили молоком через шприц, пипетку.

Сегодня самим Столяровым нужна помощь. Любая — деньгами, питанием для птиц, руками:

— Спасибо тем, кто откликнулся на нашу беду. На пожертвования мы купили корма на первое время, сетку-рабицу для вольеров, несколько цементно-стружечных плит. Они негорючие, но довольно дорогие.

Р.S. На восстановление приюта нужно немало средств. Если вы можете помочь — на сайте ptici.by есть реквизиты счетов и телефоны Жанны и Александра.

kislyak@sb.by

Фото Жанны и Александра СТОЛЯРОВЫХ, МЧС.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter