Пернатые и виноватые

200 тысяч птиц ежегодно гибнут у нас на линиях электропередачи...

200 тысяч птиц ежегодно гибнут у нас на линиях электропередачи. И это по самым скромным подсчетам. Страдают не только пернатые — по их вине за пять лет случилось более полутора тысяч отключений электричества. В предыдущее пятилетие таких случаев было вдвое меньше. Да, птицы все чаще облюбовывают провода и опоры. Удивительно, но до недавних пор проблемой не занимался никто, хотя она с каждым годом прибавляет в масштабе, а со строительством АЭС и вовсе способна встать ребром. Сегодня же за исследование ситуации активно взялись ученые в НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, справедливо называя свою работу пионерской.


Дом для аиста меняет прописку


Последний национальный учет белых аистов показал, что четверть этих столь любимых нами красавцев предпочитает селиться именно на опорах линий электропередачи. То есть почти пять тысяч пар выбирают заведомо опасные места! «В 1960–е годы таких гнезд не регистрировалось вовсе. Исчезает классическая картинка: стоит на берегу речки дуб одинокий с двумя, тремя гнездами. Поймы рек зарастают кустами, и аисты вынуждены переселяться в населенные пункты. А там самая удобная опора для гнездования — столб электропередачи. С каждым годом число таких примеров все больше», — Ирине Самусенко, одному из руководителей проекта, сотруднице лаборатории орнитологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, приходилось на Полесье убеждаться, что есть места, где до 70 процентов пар предпочли «техногенный» вариант. Что чревато и электрозамыканием, и гибелью птиц.


В соседних Польше и Литве нашли выход — гнездо выносят на специальные опоры (их приваривают к столбу) на метр–полтора выше проводов. Такой метод взяли на вооружение и в Украине. Однако, к сожалению, у нас пойти на это — значило бы нарушить существующие нормативы. Тем не менее, по свидетельству Ирины Самусенко, на местах энергетики ищут возможности: «Я удивилась, когда увидела, что в Пинском районе они сами изготовили опоры. Есть также хорошая традиция, когда при строительстве новой линии оставляют столб, облюбованный аистами. Это отвлекает птиц от опор под напряжением. Но, конечно, такие гнезда, не поддерживаемые проводами, менее устойчивы, могут разрушиться от урагана. Я видела, как в Житковичском районе свалилось гнездо с тремя птенцами. Выжил один...»


Роковая роль


Работа ученых показала: гибнут от ЛЭП не только белые и черные аисты — страдают 46 видов птиц, из которых 12 редких и исчезающих. На особом положении хищники: соколы, канюки, тетеревятники, орлы–беркуты и подорлики, которым для высматривания добычи нужна высокая опора. «Сейчас у нас беркутов менее 10 пар, а ведь сравнительно недавно насчитывалось несколько десятков. Не исключено, что электролинии тут сыграли роковую роль», — Ирина Эдуардовна ссылается на Россию, где исчезновение степных орлов, соколов–балобанов, курганников в степной зоне орнитологи связывают именно с ущербом от ЛЭП.


В прошлом году команда, занятая в исследованиях, прошагала «под проводами» более тысячи километров, обследовав 125 участков в 16 районах. «Мы осматривали и поля, и лес, и поймы. Каждый столб надо было обойти. Насчитывали до 16 особей под одной опорой, причем погибших в разное время. Об электротравме свидетельствовали опаленные перья, ожоги на лапах. Находили также лебедей, уток, дроздов, пострадавших от удара о провод. Они ведь, если летят прямо на него, его не видят». К слову, звери–хищники уже осознали преимущества, которые для них несут ЛЭП, и вовсю ими пользуются. Лисы протаптывают тропы вдоль линий и даже устраивают прямо под столбами норы: зачем напрягаться на охоте, когда еда буквально падает с неба! Поэтому цифру 346 — столько было найдено птиц за прошлый сезон — вряд ли можно считать показательной...


Оказывается, на самых протяженных 10 кВ линиях большинство пернатых гибнет от ударов током, а на более мощных, от 35 до 220 кВ, — от столкновения с проводом. И это при том, что более половины линий согласно информации энергетиков оснащены различными видами защиты. Наиболее опасные — угловые столбы ЛЭП 10 кВ, где идет разветвление, — на них больше изоляторов, где могут устроиться птицы. А тут уж и до замыкания недалеко. Оно возможно, и если птица сядет на металлические поперечины или коснется двух проводов крыльями при взлете. Во влажную погоду опасная зона расширяется. «Например, для слуцких электролиний самый горячий период, по несколько отключений за ночь, — в августе, когда аисты собираются в стаи. Роса выпала — и «посыпался» один столб за другим, — рассказывает Ирина Эдуардовна. — Доходило до того, что специалисты выезжали отпугивать птиц с колотушками и фарами. Был случай, оборудовали за день всю опору «ежиками».


Однако различные отпугивающие конструкции сделаны из металла, являющегося проводником, и это скорее защита линий, а не птиц. Вертушка, которая должна крутиться, ржавеет через пару лет и становится статичной — ученые наблюдали, как птица преспокойно на ней сидела. Впрочем, для защиты мощных линий уже начали использовать пластиковые гребенки, напоминающие гигантские расчески. Тут уж удар током крылатым не грозит. Применяются и изолирующие накладки на провод. Однако этого для решения глобальной проблемы явно недостаточно. В конце своих исследований, в следующем году, орнитологи готовы будут сказать: что, где и как защищать. Предварительные же данные таковы: первый всплеск массовой гибели птиц приходится на конец мая — июнь, когда вылетают врановые и скворцы, а самый заметный — в июле — августе, когда аисты собираются в стаи. Особенно много птиц страдает на полях в период пахоты, уборки зерновых — корма много, а присесть им, кроме столбов и проводов, некуда.


Весь мир сейчас бьется над этой проблемой. В США защита ЛЭП начата еще в 30–е годы прошлого века. В Швеции, где вдоль побережья пролегает миграционный путь водно–болотных птиц и много пернатых погибало от удара о провода, установили на них яркие знаки, сигнализирующие об опасности. Результат появился сразу же. В России уже есть случаи судебных разбирательств: истцами выступали общественные организации, требовавшие, чтобы владельцы опасных электролиний установили защиту. И эти суды зоозащитники выигрывали. Однако в каждой стране — своя специфика, а значит, должны быть свои, индивидуальные подходы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter