В Перми прошел Второй международный фестиваль спектаклей по пьесам Мартина Макдонаха

Пермская обитель

Сегодня, когда в современном театре открыты все информационные источники и можно “стоять на голове”, ставить все что угодно, очень легко потерять почву под ногами. В погоне либо за прибылью и кассой, либо за псевдоинтеллектуальными течениями и модой так легко потерять себя, стать выхолощенным нулем. В этом хаосе возрастает значение личности мастера, ведущего сквозь бури и ветры свой театральный корабль к нужной цели. Он сам должен быть чем-то по-настоящему увлечен. Он сам должен быть страстен и заразителен, чтобы передать эту страстность другим. Примером редкой творческой самоотдачи и плодотворного интеллектуального служения для многих растерявшихся белорусских постановщиков может стать российский режиссер, художественный руководитель пермского театра “У Моста” Сергей Федотов.


Художественный руководитель театра “У Моста” Сергей Федотов с молодыми актерами из Казани.


В Перми недавно завершился уже Второй международный фестиваль Мартина Макдонаха — уникальное событие для современного театрального мира. Идея его проведения как раз и принадлежит художественному руководителю пермского театра “У Моста”, лауреату “Золотой маски” режиссеру Сергею Федотову. В 2004 году Федотов первым из российских режиссеров поставил пьесу Макдонаха “Сиротливый Запад”, по сути, открыв его и для России, и для всего постсоветского пространства.

С этого началось настоящее помешательство режиссеров на пьесах строптивого ирландца, которого Константин Райкин, например, называет величайшим автором, современным Чеховым. В нынешнем фестивале приняли участие 14 театров из 9 стран, зрители и профессиональное жюри увидели 18 спектаклей.

Сам Макдонах, написав восемь пьес, переключился пока на кино. За короткометражку “Шестизарядник” в 2005 году он получил премию “Оскар”, и это не могло не вдохновить его на дальнейшую киноработу. Снял картины “Залечь на дно в Брюгге”, “Семь психопатов”, а сейчас, по слухам, делает следующий фильм. Потому в Пермь снова не приехал, хотя его тут ждали.

Для Федотова и его театра “У Моста” знакомство с Макдонахом, можно сказать, имело фатальные последствия: режиссер поставил все восемь пьес драматурга. Мировая премьера последней — “Палачи” (об отмене смертной казни в Англии) — состоялась в июне этого года. Пока идут только два спектакля по ней — в Лондоне и Перми.

Конечно, со стороны такая увлеченность одним автором может вызвать скепсис. Как это часто бывает в театральном мире: тот или иной постановщик находит какую-нибудь фишку — тему, автора, чтобы только выделиться на общем фоне. Стать запоминающимся. И продолжает долбить в одну и ту же точку до посинения, хотя ситуация вокруг давно изменилась. О Федотове этого не скажешь. Большинство его спектаклей было показано на фестивале вне конкурса. Поставлены они на невероятном градусе достоверности, с полным погружением в материал и ирландский быт. От этого захватывает дух, и федотовскими спектаклями, как большим искусством, как-то по-настоящему заболеваешь, если пропускаешь их через себя. А не пропустить не можешь, потому что это театр живой, искренний, эмоциональный. О степени бурливших на показе страстей может свидетельствовать тот факт, что молодой актер Никита Петров на теплых поклонах спектакля “Сиротливый Запад” вдруг расплакался. И это был трогательный живой момент...

У Сергея Павловича, разумеется, есть свой метод, помогающий добиваться от актеров такой искренности. Один из его секретов удалось подслушать: режиссер запрещает выходить на сцену не в костюмах. Чудачество? Но, может, именно из таких мелочей и слагается удивительная атмосфера его спектаклей?

— Долгие годы я ставил только классику, — вспоминает режиссер. — И уже в какой-то момент подумал, что с современными авторами мне не везет. Долго не мог найти своего автора. Все казалось каким-то мелким, ненастоящим. И вдруг в Чехии, где я тогда работал, увидел спектакль по пьесе Макдонаха “Сиротливый Запад”. Он меня поразил. Я понял: это мое! Макдонах предложил совершенно новых героев, новую модель взаимоотношений при абсолютном погружении в правду и быт. Стало понятно, что с приходом Макдонаха начинается какой-то свой новый театр двадцать первого века. Мы ждали этого автора — и вот он пришел.

— Вы говорили о том, что на фестиваль было прислано около 150 заявок и все театры проходили жесткий отбор. Были ли заявки из Беларуси? — поинтересовался я у Сергея Павловича.

— Боюсь соврать, но, по-моему, не было. На первый фестиваль хотел приехать ваш Купаловский театр с постановкой “Сиротливый Запад”, но что-то не сложилось. Наш театр сам бывал на фестивалях в Беларуси — на “Белой веже” и на фестивале “Март-контакт”, так что мы открыты для сотрудничества с вашими театрами и коллективами.

Сама программа фестиваля была довольно экзотична. Кроме крепких спектаклей из России, в Перми увидели постановки по Макдонаху из Черногории, Ирана, Шотландии, Ирландии, Сербии, Азербайджана, Польши и Чехии. Удивительно было видеть, как в общем-то один и тот же текст преломляется в видении того или иного режиссера, менталитета.

— Поразительно, что режиссер Сергей Федотов в спектакле “Калека с Инишмана” сосредотачивается на темной стороне этой истории, — заметил художественный руководитель театра Bardic Theatre из Северной Ирландии Шон Фалун. — Мы же находим в ней очень много юмора, для нас это не трагическая история.

— У Макдонаха ведь есть еще и старший брат, который снял заметные фильмы “Голгофа” и “Однажды в Ирландии”. Как вы относитесь к его творчеству?

— Вы знаете, я не смотрю кино. Я человек театра и сосредоточен только на нем. Я не видел ни картин Макдонаха, ни Тарантино, с которым его часто сравнивают.

Счастливый человек! Режиссер из Шотландии, руководитель театра Tron Энди Арнольд напомнил, что Макдонах как автор вырос, конечно, не на пустом месте:

— Все-таки в Ирландии своя богатая литературная традиция — есть и Джойс, и Беккет. И мне кажется, Макдонах очень много взял из творчества Беккета, который до сих пор является для нас драматургом номер один.


В спектакле “Лейтенант с Инишмора” одну из ролей исполняет талисман фестиваля кот Семен.

Влияние Беккета на Макдонаха нельзя не заметить: часто его ситуации абсурдны, реплики не связаны друг с другом. Но у Макдонаха как автора современного все же больше насилия, порой даже гипертрофированного, как в черной комедии “Лейтенант с острова Инишмор”, где нехилая заварушка завязывается из-за любимого кота одного местного садиста. Однако там, где у современных авторов кровь часто льется ради крови, у Макдонаха всегда есть ироническое обобщение, освещенное недюжинным поэтическим видением происходящего.

Гран-при этого года достался Новосибирскому государственному драматическому театру “Старый дом” за постановку “Сиротливый Запад” и шотландскому театру Tron за спектакль по этой же пьесе. Ждем третьего фестиваля и надеемся, что белорусские театры все-таки заявят о себе в Перми.

СПРАВКА “НГ”

Мартин Макдонах — английский кинорежиссер, сценарист, продюсер, драматург ирландского происхождения, автор восьми пьес, постановщик фильмов. Лауреат премии “Оскар” 2005 года в номинации “Лучший короткометражный игровой фильм” за картину “Шестизарядник”. Первые два десятка радиопьес и сценариев Макдонаха были отвергнуты редакциями. Но в 1997 году пьеса “Красавица из Линэна”, написанная годом ранее за восемь дней, была поставлена на Бродвее и, помимо известности, принесла автору театральные премии Evening Standard и “Тони”.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter