Перхоть с ватрушками

Какой была газетная реклама 100 лет назад
В 1902 г. в Минске на Губернаторской улице (сейчас ул. Ленина) в доме, принадлежащем купцу Стронгину, размещались контора и редакция газеты "Голос провинции". (Контора открыта с 9 до 3, телефон редакции 143). Газета выходила 4 раза в неделю и добросовестно освещала на своих шести страницах события сытых и мирных лет начала XX века. Распоряжения губернатора, вести из-за рубежа, полицейская хроника, стихи и фельетоны - все это кое-где разбавлялось рекламными объявлениями. Целиком и полностью на откуп рекламе была отдана последняя страница.

На прямоугольных рекламных плакатах с призывом купить товар изображались велосипеды странноватой для нашего глаза конструкции, силуэты дам - обязательно в профиль, антикварные фотоаппараты и граммофоны, величавые бутылки и т.д. Текст рекламных призывов набирался попеременно то курсивом, то жирным шрифтом и изобиловал восклицательными знаками и рифмованными слоганами, совсем как сейчас. Эти рекламные объявления возрастом ровно в 100 лет иногда до боли похожи на современные, иногда вступают с ними в противоречие. Но взглянуть на них всегда интересно.

Начать предлагаю с главного - с перхоти. Мы, историки, располагаем документальным свидетельством, что перхоть мучает человечество уже как минимум 100 лет

: КАПТОЛ.

Лучшая вода для волос.

Для очищения, освежения, укрепления головной кожи, оживления нервов. Особенно против головной перхоти и сопряженной с ней чесоты и выпадения волос.

В продолжение "головно-волосяной" темы еще одно объявление

: КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС ИЗ ОРЕХОВОГО ЭКСТРАКТА.

Придает волосам, будь они седые или рыжие, в скором времени желаемый цвет от самого светло-русого до черного, и можно поэтому возобновить утерянный природный цвет. Краска из орехового экстракта вполне заслуживает предпочтения перед всеми существующими красильными средствами, так как она не содержит никаких вредных веществ. Цена малого флакона - 1 р.20 к., большого - 2 р.

Сохранились отзывы, что эта замечательная краска придавала волосам потрясающий зеленый оттенок, кстати, удивительно стойкий. Г-н Киса Воробьянинов, уж не ею ли вы пользовались?

И перхоть, и "не тот" цвет волос, конечно, портят настроение их обладателям, но доподлинно известно, что суицидальных попыток на этой почве не было. А теперь предлагаю вам окунуться в мир настоящей драмы.

Это рекламное объявление начинается с набранного крупным шрифтом заголовка:

ТОЛЬКО ДЛЯ МУЖЧИН.

Из следующего абзаца становится ясно, что некий господин Картер изобрел средство под названием "Амрита" и бесплатно рассылает небольшую его часть "для опробования". Разъяснения, кому и для каких целей служит "Амрита", предваряются рисунком, на котором изображен мужчина очень даже средних лет, горестно схватившийся за голову, в глазах у мужчины неизъяснимая тоска. Текст от господина Картера идет такой: "Мое средство - благодеяние для всех, оно приносит здоровье и силу и особенно действенно там, где дело идет о врачевании и укреплении половых органов. Оно применяется, когда бессилие явилось следствием употребления спиртных напитков, чрезмерного курения табаку, игр в карты, половых излишеств, а также секретных дурных привычек, причинивших ущерб половой силе. Многие из тех, кто теперь ведет самый строгий образ жизни, молча страдают и расплачиваются за свои ошибки молодости". Дальше снова нарисован мужчина, который уже давно (не хочется придираться, но) вышел из среднего возраста, вид у мужчины очень значительный, глаза ненавязчиво смотрят куда-то вверх, чеховская бородка взбита в том же направлении. Текст идет бодрый: "Амрита" даст ту радость, к которой вы так пламенно стремитесь!" И в самом конце мелко-мелко: "Всякий, кто обращается к г-ну Картеру, может рассчитывать на вполне корректное отношение - проба средства "Амрита" присылается в тщательной упаковке так, что никто не будет знать, что вы получаете".

Продолжаем об основных инстинктах.

В 1907 г. при Минском железнодорожном вокзале работал буфет. "От 1 часу дня до 6 часу вечера" желающие приглашались пообедать, а меню на каждый день регулярно публиковалось в газете. Например

: Обед на 4 марта 1907 г.

1) Щи Зеленыя

Суп Потофе

Пирожки и Ватрушки

2) Белорыбица Майонез

Соус Провансаль

3) Жаркое Тетерева

Салат и Брусника

4) Мороженое из свежего Ананаса

с Гарниром

БЛИНЫ, разная свежая зелень

и столичная рыба.

Примечание

: суп Потофе подается к столу в специальных глиняных горшках.

Цены:

обед из 4 блюд - 1 руб. 25 коп.

3-х со сладким - 75 коп.

2-х без сладкого - 60 коп.

Никто не смог объяснить мне, что такое "Белорыбица Майонез". Точные ингредиенты супа Потофе тоже неизвестны. Однако есть основания утверждать, что ни одно из блюд приведенного выше меню не содержало консервантов, красителей и усиливающих вкус пищевых добавок. Обзавидуешься.

От "хлеба" переходим к "зрелищам"

: "ЦИРК. С участием известного укротителя зверей мистера Иоганса, который покажет одновременно в клетке высшую дрессировку сгруппированных зверей: как то львов, львиц, медведей и догов, исполняющих поразительные номера в области дрессировки вне конкуренции".

Вот так шаг за шагом, точнее, реклама за рекламой, очерчиваются быт и мировоззрение, круг привычек, гастрономические пристрастия, господствующая точка зрения на морально-этические нормы наших с вами предков, выписывавших и читавших минские газеты 100 лет тому назад.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter