На вопросы отвечает Виктор САВИЦКИЙ, член отделения Межрегиональной общественной организации «АЖКХ» (Академия жилищно-коммунального хозяйства)
Мы живем в панельном доме, построенном более 20 лет назад. После ввода дома в эксплуатацию было зафиксировано немало строительных дефектов (протекание кровли, стыков панелей и др.), но серьезного ремонта ни строители, ни эксплуатационники не делали, хотя все эти годы мы вносили плату на капитальный ремонт дома.
В каком порядке и на основании каких нормативных документов может быть запланирован капитальный ремонт дома?
Н. ТРЕТЬЯКОВ, Могилевская обл.
ОТВЕТ. Периодичность проведения капитального ремонта принимается в соответствии с Техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.04-14-2005 «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений». Например, для полносборных крупнопанельных жилых домов, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации рекомендована минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт в пределах 15–20 лет.
В соответствии со ст. 98 Жилищного кодекса проведение капитального ремонта, тепловой модернизации или реконструкции жилого дома, его конструктивных элементов, инженерных систем осуществляется на основании перспективных (на пять лет) программ и текущих (на один год) графиков, утверждаемых районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе.
Списки многоквартирных жилых домов, подлежащих капитальному ремонту и тепловой модернизации, на текущий год с указанием сроков начала и окончания выполнения работ, а также перспективные (на пять лет) программы утверждаются районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе и до 1 февраля текущего года публикуются в средствах массовой информации и размещаются на информационных сайтах районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Не позднее 10 дней до начала проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома должны быть составлены графики выполнения работ по каждому подъезду многоквартирного жилого дома и заключены договоры с собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома в порядке, установленном Советом Министров. Типовой договор на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома утвержден постановлением Совета Министров от 27.01.2009 № 99 (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров от 15.05.2013 № 377).
До заключения договора на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, обязана:
– проинформировать на общем собрании собственников, нанимателей жилых помещений, членов организации застройщиков о порядке организации работ, их видах и объемах, а также о должностных лицах, ответственных за организацию, контроль и проведение таких работ, и избрать уполномоченного представителя из числа указанных граждан для проведения предремонтного осмотра жилых помещений в многоквартирном жилом доме. При этом оформляется протокол собрания;
– провести с участием уполномоченного представителя предремонтный осмотр жилых помещений в многоквартирном жилом доме для уточнения объемов и видов работ с составлением акта обследования, который является основанием для возможной корректировки проектно-сметной документации.
Выделение субсидий на покупку жилья
Мы с 2000 г. проживаем в общежитии для малосемейных, и состоим в исполкоме на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мужу предлагают перевод по работе в первом полугодии 2015 г. в другой город нашей области.
Могут ли нам дать субсидию в исполкоме по месту проживания в настоящее время на покупку жилья в другом населенном пункте?
В каком порядке рассматриваются такие вопросы?
Л. МОРОЗОВА, Гомельская обл.
ОТВЕТ. В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров от 30.04.2002 № 555 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее — Положение) субсидии предоставляются на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в любом населенном пункте республики в порядке, предусмотренном законодательством.
Согласно Положению субсидии предоставляются местными исполнительными и распорядительными органами в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, в порядке очередности, установленной исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее — Указ № 13) установлено, в частности, что граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в т.ч. расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь, имеют внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
В соответствии с подп. 1.3 п. 1 Указа № 13 одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений вне очереди предоставляются гражданам, имеющим право на внеочередное получение льготных кредитов на указанные цели.
Гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение субсидий, субсидии предоставляются в порядке очередности, установленной для соответствующих категорий граждан исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основанием для рассмотрения вопроса о возможности предоставления субсидии гражданину является его заявление на имя председателя местного исполнительного и распорядительного органа, в котором гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одновременно с заявлением претендент на получение субсидии представляет в службу субсидирования сведения о совокупном доходе и об имущественном положении заявителя и членов его семьи, улучшающих вместе с ним жилищные условия.
Субсидия на приобретение жилого помещения начисляется в порядке, применяемом при субсидировании строительства жилых помещений. Расчет базовой доли субсидии производится по стоимости 1 кв. метра общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, но не превышающей единый предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемый Советом Министров.
В пределах начисленной суммы субсидия предоставляется на приобретение жилых помещений (за исключением жилых помещений, строительство которых осуществлялось по государственному заказу) в размере наименьшей стоимости приобретаемого жилого помещения, определяемой согласно договору купли-продажи или заключению об оценке (по определению оценочной стоимости) жилых помещений (для жилых помещений в сельских населенных пунктах — с учетом хозяйственных построек), выданному в установленном законодательством порядке организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Споры, возникающие при предоставлении субсидии, рассматриваются вышестоящим местным исполнительным и распорядительным органом либо судом в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
Справочно
Постановлением Совета Министров от 31.12.2013 № 1191 «О мерах по выполнению заданий на 2014 год по строительству жилых домов и объемах ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов в 2015 году» установлен единый предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в размере 6,1 млн. руб.
Порядок вступления в ЖСК
Я по наследству от родителей получил в собственность квартиру в доме ЖСК. Отец был членом кооператива, поэтому председатель правления ЖСК предлагает, чтобы я также вступил в кооператив.
Обязан ли я это делать по закону? Ведь унаследованная квартира является моей собственностью, а не кооперативной?
А.ЗЕНЬКО, Брестская обл.
ОТВЕТ. Вопросы членства в ЖСК регламентированы в ст. 193 Жилищного кодекса (далее — ЖК), которая не содержит требования об обязательном вступлении в кооператив новых собственников жилых помещений в доме ЖСК, и не предусматривает каких-либо последствий для тех из них, кто не вступит в кооператив.
В соответствии со ст. 193 ЖК при переходе права собственности на объекты недвижимого имущества к другому гражданину, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю новый собственник имеет право вступить в члены организации застройщиков, подав соответствующее заявление в правление этой организации. Он становится членом организации застройщиков с даты регистрации такого заявления в правлении организации застройщиков. В этом случае принятия решения общим собранием (собранием уполномоченных) членов организации застройщиков не требуется.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 201 ЖК собственник объектов недвижимого имущества, не являющийся членом организации застройщиков, обязан соблюдать требования жилищного законодательства, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, а также выполнять решения общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации застройщиков, выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Кроме того п. 1 ст. 201 ЖК предусмотрено, что собственник, не являющийся членом организации застройщиков, имеет право вступить в эту организацию в любое время.