Период творческого полураспада

За тридцать лет культурная среда в чернобыльских регионах оказалась выхолощенной. как ее возродить?
Когда мы говорим на чернобыльскую тему, то в первую очередь изящно и аргументированно рассуждаем об экологии, здоровье людей, социальных и экономических последствиях крупнейшей техногенной катастрофы ХХ века. Это правильно и разумно. Осмыслили ли мы эти последствия? Мне кажется, да. Прежде всего представители поколения, заставшего аварию.



Как водится, круглая дата — тридцатилетие катастрофы на ЧАЭС — снова порядком подогрела интерес к этой теме. Некоторые даже усматривают в Чернобыле гибельный знак судьбы, точку отсчета в истории краха Советского Союза. Может, это действительно знак, ведь именно с апреля 1986 года начались “тектонические сдвиги”, которые и привели к развалу советской махины. Но разговоры и телесюжеты “по случаю” постепенно затихают. Да и люди, живущие поблизости от саркофага, в каких-нибудь девяноста километрах от него, давно не страдают радиофобией. За тридцать лет научились жить в предлагаемых обстоятельствах. Жизнь продолжается. Но не поблекли ее краски?..

В чернобыльской теме много своих штампов. Однако мы мало задумываемся над тем, что произошло с культурной средой этих мест за три постчернобыльских десятилетия. В Брагине, например, который в свое время, как и Комарин, решили не отселять после аварии, хотя уровень радиоактивного загрязнения позволял это сделать, художественная среда сегодня полностью вымыта. Кто-то скажет: господи, какая художественная среда, главное — безопасность и здоровье! Но мне кажется, именно творческая среда — признак душевного здоровья и региона, и живущих в нем людей. Когда мы пишем стихи, рисуем, играем на музыкальных инструментах — останавливаем само время. Мы парим над реальностью, над бытом...

Сегодня в Брагине, районном центре, нет своих художников. Хотя картинная галерея в местном историческом музее есть. По иронии судьбы, случайно заглянув сюда без предварительной договоренности, я застал тот неловкий момент, когда со стен картины уже снимали и деловито складывали в ящики.


Одна из самых пронзительных работ пленэра — диптих Михаила Максимова “Уходящее”



— Постойте, а что за выставка была-то?

— Выставка картин, — хмуро отрезала молодая сотрудница.

— А почему убираете?

— К летнему ремонту готовимся.

— А чьи картины?

— Ой, это вам к Наде надо, не ко мне, — выбросила белый флаг девица. — Надя, к тебе!..

Надя — старший научный сотрудник Брагинского исторического музея. Надежда Мелешко, женщина с умными черными глазами, легкая, подвижная, встретила меня улыбкой. Богатая лексика, юмор, уместные цитаты — все свидетельствовало о том, что в музейном ремесле она человек не случайный. Мы разговорились.

— Я думаю, не будет преувеличением сказать, что за эти тридцать лет художественная среда в Брагине оказалась совершенно вымытой, парализованной, — не лукавит Надежда Мелешко. — Людям было, в общем-то, не до искусства и не до живописи. Они спасали свои жизни, семьи, хозяйство, дома. Сегодня в Брагине своих художников действительно нет.

— Но ведь тридцать лет прошло. Можно уже и о высоких материях подумать...

— Верно. Поэтому в прошлом году мы решили впервые организовать пленэр для белорусских художников и фотографов. Прежде всего, чтобы побороть какие-то стереотипы в отношении нашего региона. И принявшие участие в проекте были просто поражены красотой нашего Полесского края, нашими людьми, — у Нади заблестели глаза. — Помогите мне, я хочу показать вам одну работу...


Пейзаж художника Павла Башкатова.

Вместе мы достаем из ящика диптих Михаила Максимова “Уходящее”.

— Посмотрите. На этой картине художник изобразил простого деревенского мужика с козами, местную жительницу возле ее дома... Михаил Максимов повстречал их во время пленэра и был поражен открытостью и душевностью этих людей. Но этот диптих — реквием по белорусской деревне чернобыльской зоны. В ней доживают те, кто там родился. Кто не смог оставить свой дом, хозяйство. Молодежи там нет. Вся молодежь уехала в город. Мне кажется, Максимову удалось передать настроение тех пейзажей и характер людей. Некую безысходность подчеркивает вполне оптимистический желто-коричневый цвет. В нем можно увидеть рифму с песком, который все засыпает...

— Как-то уж совсем беспросветно. Наверняка у пленэра была иная задача?

— Нам было важно пробиться к внутреннему миру художников и фотографов. Пусть и через боль. Мы говорим о том, что нужно продолжать жить дальше, возвращать Брагин, Комарин в художественный контекст Гомельщины, Беларуси, Европы. Хватит ныть, хватит нас жалеть!

— Проект единичный или последует продолжение?

— Конечно, последует. Следующий пленэр запланирован на август этого года.

— Можно попросить одно местечко в палатке и свободный мольберт?

— Не волнуйтесь, обеспечим. Приезжайте.

...В гостиничном номере брагинской гостиницы “Верас” я долго думал о Наде. Сколько в ней жизни, витальности, энциклопедических знаний и при этом открытости и простоты! За триста пятьдесят километров от Минска она несет свою человеческую, духовную, профессиональную вахту, не ожидая ни похвалы, ни благодарности. После того как мы пообщались, Надежда Мелешко еще пошла в суд, где выступала в качестве народного заседателя. Судили местных хулиганов-подростков. Нет на них своего Викниксора, как в “Республике ШКИД”, который направил бы необузданную энергию ребят в нужное творческое русло.

А ночью мне не давали спать звуки из открытого настежь окна. Они прорезали сон неожиданно и резко. Это не были звуки загулявшей под окном компании или шансона из магнитолы, нестройных гитарных переливов. Это был рев мотоциклетных моторов — такой раздражающий в столице, особенно глубокой ночью, в провинции он стал восприниматься совершенно по-другому. Как звук неизбежного прогресса, стремления к тому, что все в этой жизни преодолимо, если быть настойчивым, не распыляться, ехать в верном направлении. И крепко держать руль в руках.


Сотрудник Брагинского исторического музея Надежда Мелешко болеет душой за родной край.

Наша справка

Фотохудожественная выставка “Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет” была организована ОО “Белорусский зеленый крест” совместно с Брагинским историческим музеем в рамках проекта международной технической помощи “Развитие потенциала сети семейных клубов в чернобыльской зоне с целью улучшения социально-экономической ситуации”, финансируемого Европейским союзом. Выставку составили работы белорусских фотографов и художников, созданные во время пленэров, которые проходили весной и летом 2015 года. Несмотря на печальное прошлое Брагинского района и скромные перспективы его развития, в произведениях отразилось множество позитивных моментов: традиционная связь с землей, забота о природе, собственном хозяйстве, добрые отношения между людьми, жизнь детей — будущего страны. Участники пленэров, по их собственным признаниям, были восхищены загадочным Полесским краем и, несмотря на предрассудки, готовы вновь и вновь искать вдохновение на берегах Днепра и Брагинки.

pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter