Новая политико-экономическая реальность не оставляет шансов на то, что удастся сохранить-спасти старые отношения в ЕС: любые решения возникших проблем ведут к изменениям

Период полураспада союза

Новая политико-экономическая реальность не оставляет шансов на то, что удастся сохранить-спасти старые отношения в ЕС: любые решения возникших проблем ведут к изменениям. Какими они будут, вряд ли кто понимает. Но запрос на перемены не просто созрел, его уже используют партии в политической борьбе.


На днях Stratfor — американская аналитическая структура, которую порой называют «частным ЦРУ», обнародовала достаточно интересный анализ ситуации в ЕС и прогноз ее развития. Серьезность подходов, качественные и реалистичные прогнозы — фирменный знак этой фабрики мысли.

Аналитики «частного ЦРУ» разделили 27 стран ЕС на четыре категории: аутсайдеров, хрупкую периферию, строителей коалиции и большую тройку, взяв в качестве критериев вероятность выхода из союза и, случись подобное, последствия такого шага. По их мнению, шансы страны покинуть ЕС будут определять политика и география: государства с более мощной экономикой и стратегически удачно расположенные на континенте получат уступки от ЕС взамен на решение остаться. Ничего принципиально нового: про внутреннюю неоднородность ЕС говорено не раз и не два. 

Американские аналитики полагают: выше шансы покинуть Евросоюз у стран Южной и Северной Европы. При этом потеря члена ЕС, который входит в еврозону (19 государств, которые используют евро), несет всей системе более серьезную угрозу, чем страны, которые пользуются своей валютой. Этим объясняются большие волнения и тревоги Берлина, Парижа и Брюсселя о судьбе Греции, чем по поводу выхода из ЕС такого экономически сильного члена, как Великобритания.

Далее следует группа государств, которые можно назвать аутсайдерами или младшими партнерами. В их числе постсоциалистические страны востока и юга континента — Чехия, Румыния, Болгария, Венгрия, Польша, Словакия. Члены этой группы вовсе не горят желанием оставить союз. Их позиция — и дальше получать от ЕС субсидии и прочие печенюшки-бонусы, но беженцев пусть принимают другие. Нацелены отстаивать права, укреплять собственный суверенитет, зачастую за счет ослабления институтов ЕС. Каждый их демарш дает импульс популистам и евроскептикам других стран, выводит всю систему из равновесия.

Страны хрупкой периферии, в принципе, не против более глубокой европейской интеграции. В Stratfor отмечают: Греция, Португалия, Испания являются одними из наиболее уязвимых экономик блока. И чтобы остаться на плаву, очень рассчитывают на субсидии и фонды развития ЕС. Но в то же время выступают против предписанных мер жесткой экономии, которыми обусловлена помощь. Аналитики полагают, что в случае неожиданного кризиса они могут покинуть зону евро. Тем более что почва для этого есть: в Греции многие граждане считают: «Мы живем так плохо, потому что не можем сами печать свою валюту». Создать какую-либо оппозицию центру этим странам не позволят экономическая и политическая слабость и разобщенность.

Сытую и сонную жизнь старых членов ЕС, таких как Австрия, Финляндия, Нидерланды, которых Stratfor отнесла в группу «строители коалиции», их правительства хотели бы защитить от посягательств более бедных стран. Однако «старики» с их ориентированными на экспорт экономиками сильно зависят от общего рынка ЕС. Тем не менее и здесь сильны позиции партий, стоящих на позициях евроскептицизма, выступающих за защиту национального суверенитета от вмешательства европейских институтов.

Самые высокие шансы объединить усилия и коллективно добиваться нужных им перемен, полагают в Stratfor, у стран Северной Европы. География подсказывает, что гипотетический региональный блок не рискует попасть в изоляцию. При том, что Дания и Швеция не входят в еврозону, в этом регионе довольно популярны идеи «северной зоны евро» и «северного Шенгена». Но Литва, Латвия и Эстония вряд ли пойдут у них на поводу — слишком сильно они зависят от Брюсселя.

И завершает обзор «большая тройка» — Германия, Франция и Италия, крупнейшие члены и отцы-основатели ЕС. И у них не все однозначно. Италия здесь явно слабое звено. Евроскептицизм в ней растет не по дням, а по часам на питательной почве политической нестабильности и стремительного роста долга страны. В Stratfor полагают, что Италия может воспользоваться угрозой выхода как вариантом решения проблем, чтобы добиться уступок от Брюсселя.

Контрольный пакет акций ЕС держит в своих руках «дуэт» — Германия и Франция. Насколько твердо? Имея общие стратегические интересы сохранить ЕС, тем не менее в трактовке и реализации национальных интересов они расходятся порой значительно. Список разногласий достаточно весом, так что Франция, считают в Stratfor, первой может потребовать реорганизации ЕС. И Германии будет трудно пойти на компромисс.

Вывод аналитиков пессимистичен: достичь консенсуса, необходимого для принятия решения по важным вопросам среди членов ЕС, который дал бы возможность двигаться вперед, все сложнее, почти невозможно. Вариантов развития ситуации немного. Самый очевидный — попытаться сохранять сатус-кво, рискуя будущим ЕС. Можно «включить заднюю передачу» — возвратиться на предыдущий этап евроинтеграции, но при этом возрастают риски неуправляемого развала блока.

Процесс, старт которого мы наблюдаем, обещает быть многогранным и многоплановым. Когда и как он завершится, во что в итоге трансформируется ЕС, не сможет предсказать ни один аналитик. Возможно, это будет нечто совершенно иное по сути, составу участников, институтам, но под тем же брендом ЕС.

Михаил Вальковский

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter