Период полураспада совести

Вчера «СБ» сообщила о вопиющем событии: в Осиповичском районе изъято более трехсот 50–литровых бочек с лисичками, загрязненными радиоактивным цезием. Это была лишь часть опасного «съестного», обнаруженного в частном домовладении...
Вчера «СБ» сообщила о вопиющем событии: в Осиповичском районе изъято более трехсот 50–литровых бочек с лисичками, загрязненными радиоактивным цезием. Это была лишь часть опасного «съестного», обнаруженного в частном домовладении. Находка была побочным результатом погони за браконьерским джипом, в кузове которого находилось, по оперативным данным, незаконно отстреленное животное.

Поражает не знающая границ кровавая алчность «заготовителей». «Кровавая» — сказано не для красного словца. Официально проверялась вся партия. Все грибы загрязнены цезием–137. В среднем норма превышена в 9,5 раза. Следовательно, нельзя говорить о некой непреднамеренности, случайности: грибы умышленно и массово заготавливались в некой запретной зоне. Не для собственного же стола! Легко подсчитать, что лисички, будь они упакованы, скажем, в полулитровые баночки, оказались бы на столах десятков тысяч семей. Едоков было бы не меньше, будь грибы поставлены в общепит, в рестораны и кафе.

Для понимания случившегося, его возможных правовых и социальных последствий важны подробности, которые мы обещали...

Удачный перехват

О событиях мне рассказали непосредственные их участники — начальник Осиповичской межрайонной инспекции Антон Шабович и его подчиненный, инспектор Александр Кузьмич. Их рассказ подкреплен и официальными документами: протоколами, актами, докладной запиской на имя Михаила Арешко — начальника Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте.

Шабовичу позвонили в Осиповичи 26 сентября в 7 утра, когда он был еще дома. Сообщили: зеленый джип «Тойота–Лендкрузер», госномер 6972 МАР, с убитым козлом в багажнике движется от деревни Рожище к трассе Минск — Гомель, его преследует арендатор такой–то.

Уже через несколько минут Шабович, Кузьмич и водитель Жук были в машине. Но помчались не к указанному месту. Они почти наверняка знали, куда именно движется джип, поскольку сталкивались с ним не впервые. В прошлом году такой же звонок кого–то из местных жителей (браконьеры «достали» многих) сообщил: зеленый «Лендкрузер» с пальбой носится по полю в таком–то месте. Шабович с тем же Кузьмичом вскоре были на месте: джип действительно гонялся за зайцем... Но погоня за ним на «уазике» была неудачной. Машины почти столкнулись лоб в лоб. Кузьмич выскочил, попытался открыть дверь браконьерской машины, но та резко рванула, едва не сбив инспектора.

Вот и ответ на наивный вопрос: а как же право инспекторов останавливать (если при форме и жезле) машины и досматривать их? Если в машине браконьера улики, грозящие уголовной статьей, он сделает все, чтобы уйти и улики выбросить. Инспекторские УАЗы «Лендкрузеру» не соперники. Стрелять по колесам нельзя...

Тогда джип ушел. Но в этот раз инспекторы пошли ему на перехват и нашли там, где и ожидали: в частном домовладении в поселке Сосновый. Домовладение расположено фактически на территории базы ДРСУ. Пикантная деталь: от офиса и гаража инспекторской базы до «базы» браконьерской — всего несколько сотен метров. Их фактически разделяет лишь магистраль Минск — Бобруйск.

Улики бесспорны?

Видно, что здесь живут те, кто знает толк в охоте. Под навесом со столиками и стульями на стене (прямо на открытом воздухе) — трофеи: голова косули, кабаньи клыки... Чуть поодаль — вольеры с охотничьими собаками. Шабович отмечает: охотники толковые, собаки ухоженные. 29 сентября здесь, возле навеса, и стоял джип с поднятой крышкой багажника. В нем были шерсть и кровь. Наготове были вода и пылесос: еще пару минут — следов бы не осталось. Инспекторы (в форме, при документах) сумели настоять, чтобы улики остались на месте. За вольерами обнаружили тушу козла, самца косули.

Удача, везение? Удача любит настойчивых! Отстрел животного — это состав уголовного преступления. Следуют доклад в РУВД, немедленное возбуждение уголовного дела, приезд опергруппы, обыск... 307 бочек с грибами, полторы тонны клюквы, замороженное мясо (помимо свежедобытого козла) двух диких кабанов, косули, благородного оленя. И еще кое–что.

Из докладной: «...в доме был проведен обыск, при этом обнаружено:

1. карабин СКС № ГИ 2163 и 20 патронов к нему;

2. ружье ТОЗ–34 N 3493;

3. ружье ИЖ–27 N 19732;

4. ружье ИЖ–17 N 59527;

5. патроны к ружьям — 348 шт.»

А еще — бинокли, рации, стрелковая оптика... Как пояснили мне инспекторы, карабин боевой, такой вообще не мог, не должен был оказаться в частных руках данного домовладельца. Ружья были охотничьи, но их «легитимность» хозяин не подтвердил...

Законопослушный читатель, должно быть, довольно потирает руки. При таких–то уликах, очевидных и неоспоримых, справедливость восторжествует непременно. Не все так просто!

Кого, к примеру, привлекать за браконьерство? Хозяин домовладения утверждал, например, что тушу козла ему во двор подбросили, что к охоте он никакого отношения не имеет. Кровь в машине? Ее еще нужно сличить с той кровью, что осталась на месте, где был убит козел. Еще нужно установить принадлежность собственно джипа. К слову, двое других мужчин, поначалу суетившихся во дворе, незаметно исчезли.

А кому инкриминировать заготовку загрязненных цезием-137 грибов?

Роскошный подброс

Из предписания Минской областной инспекции, направленного 1 октября в Осиповичский РИК, мне стало понятно, что Осиповичский райисполком выдал гродненской фирме разрешение, предоставляющее право специального пользования объектами растительного мира, для заготовки и (или) закупки дикорастущих растений и (или) их частей.

«В разрешении не указан лимит для фирмы на заготовку дикорастущих растений и (или) их частей, что является нарушением п. 1.3 Постановления СМ от 4.08.2005 г. № 858. Кроме того, не указан конкретный адрес местонахождения заготовительного пункта, чем нарушен п. 45 «Правил заготовки древесных соков, сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей», утвержденных Минприроды и Минлесхоза 31.08.2005 г. № 37/36.

Результатом подобных нарушений стал факт незаконной предпринимательской деятельности, выразившийся в заготовке грибов в количество около 18 тонн (в соленом виде) и ягод клюквы в количестве 1.400 кг в пос. Сосновый, на частном подворье, где хранились незаконно заготовленные объекты растительного мира...»

Да, поначалу в ответ на естественные вопросы относительно происхождения грибов инспекторам и милиционерам был дан телефон представителя фирмы. Ему позвонили, и он вскоре прибыл. Как потенциальный владелец добра: требовалось открыть контейнеры с клюквой. К тому моменту милиционеры уже осматривали оружие... «Представитель» тут же перестал отвечать на вопросы, вскоре исчез и более на телефонные звонки не отвечал.

А фирма на официальный вопрос ответила, что никакого склада на территории Осиповичского района не имеет. Как и отношения к изъятым грибам.

Между тем на борту полуразобранного грузовичка «Мерседес» (он стоит без колес во дворе ДРСУ рядом с упомянутым подворьем) написаны ее реквизиты. Так что некая связь между подворьем в Сосновом и фирмой из Гродно явно есть. Или это случайное совпадение? Или грузовик тоже подбросили?..

Читатель заметил, конечно, что имени владельца усадьбы я не называю, хотя в докладных оно фигурирует. Надеюсь, понятно, почему. Положим, я готов верить в любую самую «развесистую клюкву». Можно даже допустить, что ему подбросили не только тушу козла, но и полторы тонны ягод и 307 бочек с лисичками, и замороженное мясо в морозильниках, также загрязненное радионуклидами...

«Придержите сына!»

Не скрою, что меня (газету!) просили помочь. Как Александр Кузьмич и Антон Шабович (обнаружив вместо одного отстрелянного козла целый оружейный арсенал и тонны заготовок явно «левого» происхождения) тут же попросили о помощи, немедленно известив высшее руководство Госинспекции, лично начальника Михаила Арешко и прокуратуру. Они словно предчувствовали возможные последствия. Знали почти наверняка: на них будут давить.

Они свое дело уже сделали. Найденным оружием занимается РУВД, грибами — финансовая милиция. Шабович и Кузьмич сами теперь дают показания и пояснения. И уже вынуждены «отмываться». Как следует из жалоб на них, поступивших в разные инстанции, они «ворвались» в частное домовладение не в силу исполнения служебных обязанностей, а на почве неприязненных личных отношений. И полномочия превышали, и физическую силу применяли. Впрочем, примерно в том же обвиняются и милиционеры, производившие на подворье следственные действия.

Кроме того, инспектору Кузьмичу угрожают по телефону, лично и через родителей. Придержите, мол, сынка, а то будет, как с Антонычем. «А что было с вами, Антоныч?» — спросил я Шабовича. Оказывается — его браконьеры... подвесили за ноги. Их было четверо, а он по глупости (первый год работал) погнался за ними один. То было в начале его охотоведческой карьеры, более 30 лет назад. Раций и мобильников, чтобы вызвать подмогу, не было. Спасло его лишь то, что коллеги были неподалеку.

Он всю жизнь проработал охотоведом в Осиповичском лесхозе. Здесь выращивал по госпрограмме зубров. В 1997–м получил полтора десятка, а сейчас в стаде — сотня голов. В заказниках всей страны — выращенные им олени. Если где–то в город забредали лось или олень — вызывали его, Шабовича. Лишь год назад он возглавил межрайонную инспекцию. Повторю и подчеркну: ее название — Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте (выделено мной. — Авт.). Надо ли напоминать о ее особой роли и особом статусе? Так вот, угрожают и ему, Антону Шабовичу. Прямо или косвенно, намекая на некое высокое покровительство...

Да, но чем же может помочь газета? Не тем, конечно, чтобы, в свою очередь, оказать давление — на следствие. Это и незаконно, и бессмысленно: без нас справятся. И не тем, разумеется, чтобы требовать наказания лично владельцу дома в поселке Сосновый. Не столько важен этот один вопиющий случай, сколько дело в принципе.

Кто нас убивает?

Этот принцип разъяснил мне Александр Кузьмич. «Заготовитель» нанимает бомжей (нормальные люди не согласятся), которые собирают в запретной зоне грибы. Платят им копейки, поэтому себестоимость сбора минимальна. Зато прибыль — максимальна.

Лично я в магазинах маринованных лисичек не нашел. Но если баночка томатов или патиссонов (их собирают на грядках, тоннами) стоит 3 — 4 тысячи, то почему лисички будут дешевле? Простые подсчеты показывают, что стоимость партии приближается к сотне тысяч долларов. Не потому ли в Осиповичские инстанции уже поступили заявления от якобы заготовителей — с просьбой вернуть изъятое? Для собственного якобы употребления.

Кстати, по поводу «неофициального» фона. Как уже говорилось, грибы проверялись в Осиповичском районном центре гигиены и эпидемиологии. Но инспекторы — исключительно для собственного спокойствия, — допуская, что часть грибов может быть чистой, выбрали по небольшой порции из 100 бочек и отвезли совсем в другой район, в другую, тоже сертифицированную лабораторию. Так сказать, на независимую экспертизу. Превышение фона было даже 20–кратным и гораздо более того!

Проводившая анализ рентгенолог сказала, что это фактически радиоактивные отходы, место которым — только в могильнике. И посоветовала инспекторам тщательнее отмыть руки, которые они запускали в бочки...

В лесах Осиповичского района, как заверил меня начальник отдела заготовок райпо Николай Сергейчик, грибы чисты абсолютно — вдвое чище нормы. Правда, и заготавливают их несравнимо меньше. В этом сезоне — 1,4 тонны на район.

Нет и причин думать, что изъятая партия заразы — единственная. Что некие фирмы не собрали и не впарили-таки кому-то некое количество цезия-137 под видом грибов. Что мы (я, вы...), наконец, их уже не съели.

Как бизнес работает? Кто и где грибы собирает и почему имеет вопреки запретам и контролю туда доступ? Кто перерабатывает? Куда и сколько продает? Это социально значимые вопросы, которые касаются буквально каждого из нас. Поэтому газета и готова опубликовать исчерпывающие ответы, как только их получит. Конечно, не в ущерб процессуальной корректности: мы готовы подождать...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter