Период гнездования

Два года мучились в Европе с «Восточным партнерством». Хорошая идея погрязла в бюрократии. Перспективные экономические проекты зачахли под политическим прессом...

Два года мучились в Европе с «Восточным партнерством». Хорошая идея погрязла в бюрократии. Перспективные экономические проекты зачахли под политическим прессом. Желание Европарламента сделать из шести стран — Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины — ясельную группу, а себя поставить в роли фрекен Бок практически заморозило проект.


Не смогли за это время даже «свить» парламентскую ассамблею Евронест (в переводе — «гнездо»). И вот, казалось бы, процесс сдвинулся: долгожданное мероприятие назначили в Брюсселе на 3 мая. Там будут все, кроме Беларуси...


Изначально в парламентской ассамблее «Восточного партнерства» планировался паритет: по 10 парламентариев от каждой из шести стран–участниц плюс 60 депутатов Европарламента. Казалось бы, что уж проще? Но в отношении Беларуси вдруг появились «особые условия». И полтора года европарламентарии изобретали разные формулы: например, чтобы в белорусской делегации было 5 депутатов и 5 представителей оппозиции. Потом пошли угрозы: или все из оппозиции, или вообще без Беларуси. Довольно странные предложения. Ведь еще на Пражском саммите была достигнута конкретная договоренность о том, что все шесть стран будут на равных присутствовать в Евронесте без каких–либо условий. Поэтому никаких особых формул быть просто не могло. Из–за этого и так вялотекущий процесс и вовсе остановился.


Проигнорировали в Европарламенте и письмо, которое не так давно подписали спикеры шести стран–партнеров. В нем было заявлено о необходимости равноправного участия Беларуси в парламентской ассамблее. Али Гусейнов, руководитель парламентской делегации Азербайджана в Евронесте, накануне встречи в Брюсселе заверил: «Письмо остается в силе. Мы не должны отступать от высказанных там позиций. Здесь нет верховенства, все мы равны». Он предложил всем странам–партнерам объединить усилия и высказать четкое мнение в пользу полноправного присутствия Беларуси в Евронесте. «Для меня позиция Европарламента выглядит неаргументированной, — рассуждает Али Гусейнов. — Я убежден, что в парламентской ассамблее должны работать люди, избранные народом, которые представляют парламент как орган власти».


Несправедливость своих действий и решений в Европарламенте все же понимают. И чтобы придать им хоть какую–нибудь легитимную видимость, в устав Евронеста внесена следующая формулировка: «Присутствовать в Евронесте может страна, выборы в которой соответствуют стандартам ОБСЕ». Вот такая странная взаимосвязь. Тогда возникает вопрос: если кому–то кажется, что страна «не соответствует», зачем было вообще приглашать Беларусь в «Восточное партнерство»? Если речь шла о вовлечении в европейские интеграционные процессы, о сотрудничестве во всех сферах, зачем тогда выталкивать? Помню, когда только появилась идея этой программы, в Европе говорили, что без участия Беларуси «Восточное партнерство» будет неполноценным. И потом, «стандарты ОБСЕ» давно стали этакой притчей во языцех. Потому как фантомны. В природе не существует ни одного документа, который давал бы их конкретный и исчерпывающий перечень. Потому и дискутировать по поводу соответствия–несоответствия можно бесконечно долго. Без какого–либо результата.


Но теперь возникает вопрос: если Беларусь не участвует в работе одного из основных институтов «Восточного партнерства», а сама программа за два года так и не обросла конкретикой, какой смысл в формальном участии в формальном образовании? Остальные страны–партнеры считают, что выход Беларуси поставит под угрозу само существование проекта «Восточное партнерство». Леонид Кожара, сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества Украины — ЕС, народный депутат Украины, об этом говорит так: «Без Беларуси эта программа утрачивает смысл. Наоборот, ее нужно привлекать как можно больше. Эту позицию Украина занимает и в Европейском союзе. Я как член делегации Украины в Евронесте, который сейчас заморожен и не работает, исхожу из того, что Беларусь должна равноправно присутствовать в этом органе «Восточного партнерства». И эту позицию понимают наши коллеги. Конечно, здесь много политики и соответственно много политической конкуренции. И как мы видим на примере Беларуси, многие решают свои политические вопросы. В некоторых странах, в которых в ближайшее время пройдут выборы, не буду называть их, прямо используют Беларусь в своих политических разборках. Мы — против всего этого. Беларусь уже попадала в периоды изоляции, и это ни к чему хорошему не привело».


Поддержка друзей и соседей, конечно, ценна. Но еще нужна конкретика. Ведь пока непонятно, насколько легитимным может быть институт «Восточного партнерства», устав которого подписан не всеми странами–участницами. Это как не пустить одного из молодоженов в ЗАГС из–за того, что у него не тот цвет костюма, но брак при этом оформить.


В Послании Президент выразил уверенность, что этот тайм–аут в отношениях с Европейским союзом скоро закончится. Беларусь всегда выступала за сотрудничество. И несмотря ни на что, нужно искать новые точки для диалога. Мы к нему готовы. Позиция Беларуси — открытая. Хотелось бы видеть и реальную заинтересованность в разговоре партнеров. В нормальном разговоре — равноправном, размеренном, без лишних эмоций и уж тем более без диктата условий. Да, Европа склонна к движению по инерции. О слабой разворотливости ее бюрократии сказано немало. Но не может же эта проблема быть вечной...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter