Станет ли разговор со зрителем на подмостках более серьезным?

Перезагрузка смыслов

Что предложит культурная афиша в ближайшее время

Пандемия внесла свои коррективы в культурную жизнь страны. Постепенно наши театры и концертные залы снова будут открываться для зрителей. Многие эксперты говорят о том, что культурная афиша станет более серьезной и вдумчивой — время «мелкотемья» прошло. И творцы, и зрители хотят обстоятельного разговора о смысле жизни, человеческих ценностях и потерях. Так ли это на самом деле? Или все это — мечты идеалистов?

Спектакль Михаила Ковальчика «Свадьба в стиле ретро» по пьесе Александра Галина поднимает серьезные темы об одиночестве и семейных ценностях.
musicaltheatre.by

Могилевский областной драматический театр открыл новый сезон. И здесь уже состоялась первая премьера «Охота жить!» по известному произведению писателя Василия Шукшина. Режиссером спектакля стала Камиля Хусаинова. Могилевский зритель хорошо ее знает по работам «Желтый песочек», «Любовные письма», «Лилечка». Камиля — представитель молодого поколения думающей режиссуры. С 2019 года она работает в штате могилевского театра. Камиля глубоко проникает в литературный материал, находит интересный сценический эквивалент хорошей прозе, как было в постановке «Желтый песочек» по рассказу Василя Быкова. Малая сцена, на которой шел спектакль, непростое испытание для любого режиссера, но Хусаинова его выдержала достойно. В спектакле был детально продуман свой образный мир, каждый исполнитель мог проявить себя в предложенной роли. Несмотря на камерное пространство, сюжет вырастал в большую и трагическую историю. Наверняка и опыт с Шукшиным получился у Хусаиновой удачным, обязательно расскажем об этом спектакле подробнее, как только посмотрим. Современный театр с успехом обращается сегодня к произведениям Василия Шукшина, чтобы получить заряд художественной и жизненной правды. Стоит вспомнить «Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса или музыкальный спектакль «Калина красная» в театре «Русская песня», поставленный по одноименной киноповести Василия Макаровича и другим его произведениям. Роль Любы Байкаловой в нем играет дочь писателя, актера и режиссера Мария Шукшина, что придает проекту дополнительную значимость и пронзительную ноту.

Театр им. М. Горького, как известно, готовит премьеру по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы», режиссером-постановщиком стала народная артистка Беларуси Ольга Клебанович, художественным руководителем проекта выступает худрук театра Сергей Ковальчик. Он же работает над мюзиклом по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» с либретто Игоря Скрипко и музыкой известного композитора Тимура Калиновского. И разве можно представить себе более серьезного автора, чем Достоевский? Более исчерпывающую историю о человеческом достоинстве и попранных надеждах, чем «Граф Монте-Кристо»?

В Гомельском городском молодежном театре режиссер Виталь Кравченко трудится над спектаклем «Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова. Премьера уже запланирована на 6 августа. Многим театралам памятны совместные работы режиссера с труппой этого коллектива — «Метод» и «Королева красоты». А совсем недавно здесь состоялась премьера постановки «Семь снов о тебе» по пьесе Киры Малининой «Вот — ты, а вот — я», написанной по мотивам рассказа Габриэля Гарсиа Маркеса «Глаза голубой собаки». Режиссером стала Ирина Кублицкая. Маркес, Чехов — снова вечные авторы.

— Мне кажется, современная театральная ситуация действительно несколько изменилась, 
— считает главный режиссер Белорусского государственного академического музыкального театра заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик. — Я сам, может быть, стал больше думать о бренности жизни, о том, что в короткий человеческий период жизни надо успеть сделать много интересного и полезного. Хочется говорить о чем-то непреходящем, вечном… Сейчас я работаю над спектаклем «Легенда о Минске». Автором либретто стала Татьяна Мушинская, выдающуюся, на мой взгляд, музыку написал наш известный белорусский композитор Олег Ходоско. Спектакль посвящен историческим событиям, обращается к некой генетической памяти нашего этноса… Премьера должна состояться в начале следующего года. Задумана работа с известным российским композитором Аркадием Укупником. Это мюзикл «Ромео vs Джульетта. Двадцать лет спустя». Автором либретто выступил известный российский поэт и драматург Карен Кавалерян. Драматический спектакль «Свадьба в стиле ретро» по пьесе Александра Галина поднимает вечные темы о человеческом одиночестве и старости.

Кроме того, мы и до этого затрагивали важные темы семейных взаимоотношений, непонимания между близкими людьми, проблемы отцов и детей в наших постановках «Шалом алейхем! Мир вам, люди!» или «Еврейское счастье». В этой работе композитор Вениамин Баснер на самые животрепещущие проблемы семьи посмотрел под неожиданным углом. Я думаю, это направление будет продолжено в нашей репертуарной политике. Прошедший период научил и нас, и зрителей больше размышлять. Произошла переоценка роли и значения театрального искусства. Это живое общение с артистами, с живой человеческой мыслью и энергией. Заменить это ничто не может.

— Михаил Станиславович, а какие настроения среди коллег по другим театрам?

— Был на сдаче балета «Пер Гюнт» Сергея Микеля в Большом театре Беларуси. До этого Сергей поставил у нас балеты «Вишневый сад», «Титаник», детский спектакль «Джеймс и Персик-великан», сочинил неожиданный балет со смыслом. Я очень рад за него. Приятно, что наш Большой театр предоставляет свою площадку молодым хореографам и не боится рисковать вместе с ними. «Пер Гюнт» Ибсена на музыку Эдварда Грига — это философское высказывание. Главный его посыл: мы должны ценить время, которое нам дано. Пер Гюнт для меня — вечный скиталец, искатель счастья, которого он так и не нашел, потому что растратил себя на суету и какие-то ненужные вещи. Балет Сергея Микеля произвел на меня колоссальное впечатление.

Кстати, недавно я был председателем выпускной комиссии в Академии музыки и могу сказать, что в белорусском музыкальном театре два новых режиссера — это наша известная оперная прима Оксана Волкова и режиссер Наталья Барановская. Обе выпускницы Маргариты Изворска-Елизарьевой. И осенью в Большом театре Оксана Волкова представит премьеру оперы «Виллисы. Фатум» на музыку Джакомо Пуччини. Пока состоялась предпремьера для худсовета.

Так что коллеги, по-моему, оптимистично настроены в завтрашний день. И, несмотря на все сложности, театры продолжают работать и искать актуальные темы. В конце концов умение преодолевать все трудности заложено в природе человека. И каждый из нас в своей жизни что-то преодолевал, боролся с трудностями. Мы столкнулись с новым опытом, но он не мешает нам с надеждой смотреть в будущее. Верю, что из всех испытаний мы выйдем обновленными, готовыми к основательной работе.

В ТЕМУ

Полесский драматический театр 14 июля откроет свой 15-й сезон показом спектакля-реквиема «Пусть остановится война», сообщили корреспонденту БЕЛТА в театре. «Традиционно новый сезон мы начинали в августе с «Пинской шляхты». Но пандемия внесла коррективы. В апреле и начале мая труппа работала в репетиционном режиме, потом ушла в отпуск. В июне вернулась к работе. Возникла идея приурочить открытие юбилейного сезона ко дню освобождения Пинска, который город отмечает 14 июля. Покажем спектакль, основанный на реальных событиях, произошедших во время Великой Отечественной войны», — рассказали в администрации театра. Будут соблюдены меры предосторожности. При входе зрителям предложат обработать руки дезинфицирующим средством. В зале людей рассадят на безопасном расстоянии друг от друга.

Сюжет постановки «Пусть остановится война» построен на опубликованных в книгах «Память. Пинский район», «Пинское гетто» и «Холокост на Пинщине» воспоминаниях очевидцев. Главные герои переносятся из современности в 1941 год. Тогда в городе были три гетто, одно из них — еврейское. Именно в нем развиваются события в спектакле. Зрителям покажут моменты прихода врага в город и жизнь пинчан в годы оккупации. Параллельно труппа театра работает над премьерами. Две из них — детская сказка и спектакль для взрослых — уже практически готовы. В процессе еще две постановки. Ожидается, что к концу лета они пополнят репертуар театра.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter