Перейти на более высокую орбиту

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор

Ради воплощения своей давней мечты не просто взлететь, но гордо взметнуться высоко в космос, прямо к звездам, человеку пришлось научиться строить могучие звездолеты. Нынче даже школьнику известно, что такой звездолет должен быть оснащен мощным многоступенчатым ракетным двигателем, который один только и может побороть непреодолимое для всех других земное притяжение. Каждая отделяемая промежуточная ступень такого двигателя, выработав свой топливный ресурс за строго отведенное время, должна успеть поднять космический корабль на расчетную промежуточную высоту. После этого, отработав свое и утратив былую тягу, она отбрасывается за ненадобностью, а эстафету по дальнейшему разгону и подъему космолета подхватывает очередная, следующая за ней ступень. И так шаг за шагом, ступень за ступенью звездолет терпеливо набирает космическую скорость, нужную для выхода на земную орбиту.

Думается, аналогия с многоступенчатым разгоном космолета вполне уместна при описании непростых процессов в белорусской экономике. Так, жесткая директивно-плановая система хозяйствования, безраздельно господствовавшая в БССР, в свое время была решительно отринута как исчерпавшая свой ресурс и не соответствующая духу времени. Однако, прежде чем стать достоянием истории, данная ступень развития успела придать нашей стране ощутимый экономический потенциал. Многие отечественные предприятия, и поныне составляющие становой хребет нашей экономики, были воздвигнуты в советский период.

Для того чтобы вырваться из замкнутого пространства советской автаркии и перейти на новую, куда более крутую орбиту открытой глобальной экономики, белорусам пришлось подключать новые механизмы, связанные с проведением сложнейших экономических реформ. Специалисты подтвердят, что отделение предыдущей ступени и передача эстафеты по разгону космического корабля другой ступени — это всегда сложный и опасный, чреватый авариями и катастрофами этап. Вот и нашу страну в 1991—1994 годах затрясло и залихорадило. Достаточно вспомнить, что в Беларуси за эти пять роковых лет ВВП, промышленное производство и реальные доходы населения упали в 1,5 раза, производство потребительских товаров уменьшилось в 1,6 раза, розничный товарооборот — в 2,3 раза, инвестиции в основной капитал — почти в 2,6 раза. Зато рост цен в указанный период составил астрономическую величину — 43,9 тысячи раз! И лишь после 1994 года наметилось снижение скорости ухудшения основных макроэкономических показателей, что впоследствии позволило их стабилизировать и постепенно вывести на траекторию роста.

Гармоничное сочетание плановых и конкурентно-рыночных начал хозяйствования позволило Беларуси достичь заметных экономических успехов. По подсчетам экспертов, сделанным на основе данных МВФ, благодаря импульсу, который придала отечественной экономике рыночная конкуренция, за двадцать последних лет рост белорусского ВВП в расчете на душу населения составил в среднем около девяти процентов в год! Из стран, рост которых не связан с форсированной распродажей природных ресурсов, указанное значение на столь длительном отрезке времени сумел превысить, пожалуй, лишь великий Китай.

Однако и эта в целом успешно выполнившая свое предназначение ступень развития отечественной экономики, похоже, постепенно стала вырабатывать свой ресурс. Громовые раскаты вселенского кризиса, которых раньше Беларуси удавалось счастливо избегать, стали наносить ее народному хозяйству ощутимый ущерб. В прошлом году из девяти важнейших параметров прогноза социально-экономического развития страны удалось выполнить лишь два. Например, рост белорусского ВВП составил скромные 0,9 процента вместо 8,5 процента, определенных этим прогнозом.  И хотя в первом квартале нынешнего года зафиксирован целый ряд позитивных моментов — рост ВВП на полпроцента, положительное сальдо внешней торговли в объеме 678 миллионов долларов, прирост реальных денежных доходов населения на 6,6 процента, негативные процессы, например, снижение экспорта на 4,9 процента, заставили  всерьез думать о подключении новых механизмов развития.

На днях мир стал свидетелем того, как Беларусь, Россия и Казахстан подписанием в Астане Договора о Евразийском экономическом союзе заявили о переходе на очередную, несравненно более высокую и важную ступень экономического взаимодействия. По оценкам экспертов, огромное общее экономическое пространство размером с одну шестую часть суши, где будет гарантировано свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, позволит нашим странам в перспективе нарастить свои ВВП примерно на 25 процентов.

При этом необходимо сделать одно принципиальное уточнение. Наш союз создается отнюдь не ради пресловутой “здоровой” конкуренции белорусских, казахстанских и российских предприятий друг с другом — это уровень Таможенного союза и Единого экономического пространства, организованных в 2010 и 2012 годах соответственно. Противники усиления нашего союза пытаются выхолостить его значимость, упростить его цели и задачи, искусно подменяя актуальную на сегодняшний день идею интеграции и сотрудничества безнадежно устаревшей догмой о  “чудотворной” конкуренции в форме бескомпромиссной внутренней “войны всех со всеми”. Но надо понимать, что ЕАЭС создается во имя объединения, взаимного дополнения дефицитных ресурсов и капиталов трех стран, а значит, ради возможности достойно конкурировать с аналогичными по масштабу и силе титанами мировой экономики — США, Европейским союзом, могучими западными корпорациями, что, несомненно, выведет нас на несравненно более высокую орбиту глобальной конкурентоспособности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter