Перевозчик non grata

Что можно три месяца проверять на предприятии из 4-х сотрудников

В нашей стране огромное множество инициативных, работящих людей, которые готовы проявить свои умения и таланты в самых разных сферах — к благу своей семьи и нашему общему. Готовы, но не всегда могут, а если и пытаются, то нередко получают по рукам. «Может быть, кто–то не знает, но, чтобы приготовить простые драники — наше национальное белорусское блюдо, ресторанам нужно иметь как минимум несколько помещений». Многие помнят эти слова, сказанные Президентом 14 февраля на совещании с рабочей группой по вопросам совершенствования контрольной деятельности, исключения излишних требований к бизнесу. Обратив внимание на частные проблемы сервиса, общепита, агроусадеб, Александр Лукашенко предъявил и общие требования к многочисленным проверяющим, кормящимся вокруг малого бизнеса. Их суть проста: дать людям работать, избавиться от показухи, проверок ради проверок, упростить или вовсе отменить некоторые требования. Иначе не избежать абсурда, который наглядно иллюстрирует история проверки одного очень малого столинского предприятия.

Это только совпадение. В Пинск по делам транспортной инспекции я выехал в тот самый день, когда стало известно о задержании нескольких руководителей центрального аппарата ведомства в Минске и двух областях. Напомню то, что читателям «СБ» уже известно: коррупционные схемы вскрыл Комитет госбезопасности, возбуждено десять уголовных дел по признакам взяточничества и мошенничества, фигуранты взяты под стражу и заключены в СИЗО КГБ. За десять дней до того столинский предприниматель Виктор Романович письменно обратился в редакцию: инспекция, дескать, необоснованно препятствует работе его автопредприятия.

«Исполком ходатайствует»


Директор автопредприятия Виктор Романович на улице, носящей имя его бабушки, известного в районе врача

Вот цитата из письма, которое было направлено в Минтранс за подписью председателя Столинского райисполкома Г.В.Протосовицкого: «...В настоящее время на предприятии работают три человека, средняя заработная плата за 2015 год составила 5,5 млн рублей. За период осуществления деятельности предприятия общая сумма уплаченных налоговых отчислений в бюджет составила 491 млн рублей. С декабря 2015 года предприятие начало оказывать услуги нерезидентам РБ, экспорт услуг за данный период составил 17,1 тыс. долларов США. Услугами предприятия на постоянной основе пользуются заказчики как Столинского района, так и других регионов РБ».

Обращаю внимание на цифры. Три скромных работника сферы малого бизнеса принесли местному бюджету почти полмиллиарда рублей. Всего за два года! Предприятие зарегистрировано 29 марта 2013 года, а письмо в Минтранс датировано апрелем 2016–го. То было фактически ходатайство, просьба о снятии санкций: в начале 2016–го предприятие лишили лицензии, а районный бюджет недосчитался нескольких сотен миллионов рублей.

Директор Романович полагает, что лишили несправедливо. Но привести свои возражения он не мог: процедура проходила без его участия. О самом факте он узнал лишь через два месяца после свершившегося. Все это время, поскольку продолжал пассажирские перевозки, злостно нарушал закон. От кары налоговой инспекции его спасло доказательство: когда именно он под роспись получил письмо. Ладно, дело прошлое. Летом прошлого года Романович зарегистрировал другое предприятие. Последовавшие придирки уже к нему привели его к выводу, что инспекция опять ведет дело к лишению лицензии.

Лишь один пример: начавшаяся в феврале проверка завершилась в конце апреля. Повторю, что у предприятия лишь один автобус Neoplan, хотя в штате уже не три, а четыре работника. Что в нем можно так долго проверять? Начальник регионального отдела контроля транспортной деятельности (РОКТД) в Пинске Геннадий Савчук категорически отказался ответить на этот и несколько других вопросов, с ходу обвинив меня в работе на заказ. Его не убедил командировочный бланк, подтверждающий, что журналист приехал не по личному делу, но по официальному распоряжению, вытекающему из требований закона об обращениях граждан. Но чтобы отмести домыслы относительно «заказа» и скрытой рекламы условно назову наказанное предприятие ООО «А–транс», а вновь зарегистрированное, ныне проверяемое — «Б–транс».

Геннадий Савчук снизошел лишь до того, что процитировал мне фрагмент Указа № 510 от 16 октября 2009 года о совершенствовании контрольной деятельности. Дескать, проверка может длиться 30 рабочих дней, а по распоряжению руководства — продлеваться еще на 15. Понимай как хочешь.

На допрос вызывается...


Первичный список документов, которые ООО «Б–транс» обязано было представить «в связи с проведением плановой проверки», содержал 39 (тридцать девять!) пунктов. 21 февраля понадобились еще шесть, 22 марта — еще столько же. Итого — пятьдесят один документ. Это именно требования: «в срок до 10.00 27 февраля 2017 года требую предоставить...» Иначе согласно статье такой–то «неповиновение требованию влечет штраф или административный арест». Ну просто вызов на допрос в качестве подозреваемого, уже практически виновного — так я понял документ.

Если предприятие с одним автобусом проверять три месяца, то сколько же потребует местный автобусный парк,
 на территории которого, кстати, расположена региональная транспортная инспекция?.. 

Требуются, в частности, книга учета проверок (ревизий); правила внутреннего трудового распорядка; приказ о назначении лица, ответственного за соблюдение охраны труда; план мероприятий, направленный на уменьшение вредного воздействия транспортными средствами на окружающую среду... Это при том, что налоговая инспекция, Минтруда и соцзащиты проверяют предприятие отдельно. Хотя в первой же главе Указа № 510 ясно сказано: «Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа». Разве мало контроля за выхлопами при техосмотре автобуса, какие еще нужны «мероприятия»?

Повторю, что вся «фирма» — это автобус, директор, бухгалтер, водитель, врач... Да, оказывается, квалификации хирурга первой категории с 25–летним стажем, регулярно повышающего квалификацию в БелМАПО, недостаточно. Он должен пройти еще и курсы, чтобы на предрейсовом обследовании измерить водителю температуру, давление, пульс, использовать алкотестер...

Но это детали. Главное, что хотелось выяснить у начальника региональной инспекции. Она обслуживает несколько районов Брестской области, где на автоперевозках специализируются сотни юридических лиц, располагающих тысячами единиц разнообразной грузовой и пассажирской техники, производственными и ремонтными базами... Когда же инспектора найдут время для них, если крохотное предприятия проверяют два месяца? Поневоле заподозришь предвзятость.

Новостройки на улице Мира в Столине

Требуя от директора прибыть с бумагами «в срок до 10.00», инспектора не могут не знать, что ехать Романовичу более трехсот километров: он живет в Минске. За десять поездок только в один летний месяц директорская машина сожгла полтонны бензина! Кстати, с чего бы это столичный предприниматель открыл бизнес так далеко от дома, в Столине?

Корни и крона


Ответ прояснился в кабинете заместителя председателя Столинского райисполкома Михаила Нестеровича, который сказал мне, что фамилия Романович в городе уважаемая. Одна из новых улиц названа в честь Александры Романович, которая была известным в округе врачом–гинекологом. Это бабушка директора «Б–транса». Его родители тоже из Столина, и тоже были врачами, хотя работали в Минске. Отец, например, получил Государственную премию за разработку и внедрение инновационных методов лечения диабета. Все это и объясняло мотивы Виктора Романовича. Он воспользовался Декретом № 6 от 7 мая 2012 года — о стимулировании предпринимательства в сельской местности, — чтобы поддержать честь фамилии и поработать на благо своей малой родины.

Михаил Нестерович

Он хотел открыть новый регулярный автобусный маршрут Столин — Минск. Сегодня действует лишь один, расписание удобно не всем. Чтобы не зависеть от местного автовокзала, который закрывается в 18.00, Романович построил собственный остановочный терминал с кассой. По расчетам, билет стоил бы заметно дешевле. Но маршрут открыть не удалось. Попытка его согласования (фактически с конкурирующим предприятием, которое эксплуатирует действующий рейс) не удалась. Ходатайства райисполкома («открытие дополнительного маршрута позволило бы качественно улучшить перевозки, создать новые рабочие места, увеличить наполняемость бюджета...») не помогли.

Зампредседателя райисполкома желал бы иметь даже не два, а три рейса на Минск. Пусть перевозчики конкурируют, а у людей будет выбор. В районе зарегистрированы три десятка частных грузоперевозчиков, но лишь одно пассажирское автопредприятие. Михаил Нестерович категорически отметает подозрения, что лоббирует интересы именно «Б–транса»: он желает развития местного малого бизнеса в целом. Чтобы оказывал людям услуги, давал работу, наполнял казну...

Столинский район, будучи самым большим по площади в стране (среди сельских), промышленностью не богат. Новые рабочие места тут лишними не будут. Люди зарабатывают в основном на земле — на огурцах и клубнике. Живут, надо сказать, достойно, дома строят на загляденье. «Радзивилловскую» дорогу, ныне улицу Советскую, Романович показал мне с такой гордостью («танки во время войны выдержала и сейчас как новая»), будто это его предки ее мостили. Он тоже хотел бы оставить землякам достойное наследство. Например, вернуть к жизни бывший детский лагерь на высоком берегу Горыни. Сказочной красоты место! В одном из домиков сторож Александр показал мне «веранду Машерова»: «Он несколько раз здесь отдыхал». В этот раз тут проходил туристический слет, собравший детей из 38 школ всего района. Костры, соревнования, палатки — все как полагается. Вот только домики имеют жалкий вид. Каждый из двадцати бесплатно отдан «на сохранение» какой–нибудь местной организации — лишь бы не развалились.

В.Романович хотел бы возродить обветшавший детский лагерь на берегу Горыни

А ведь для детей — это тоже кусочек малой родины, которым им хотелось бы любоваться. Чтобы привести его в полный порядок, нужно пару миллионов у.е. Романович нашел соинвестора, который готов эти средства вложить. Но для этого «Б–транс» должен иметь устойчивое финансовое положение и перспективы. Пока нет ни того, ни другого. А если опять лишат лицензии?

Недавно принадлежащий «Б–трансу» автобус на границе с Германией проверила польская транспортная инспекция («нежелательное» на местном рынке предприятие пока работает на международном). Первым делом — так называемые «шайбы», диски тахографа, фиксирующие режимы движения и отдыха водителей, нарушение которых в Европе штрафуют на сотни и тысячи евро. Далее — комплектацию автобуса, внешнее состояние, светотехнику и стекла, откидываются ли сиденья, работает ли кондиционер и туалет... Замечаний не было.

То была недолгая, но реальная проверка с понятной целью. «...Создание условий для эффективного функционирования рынка транспортных работ и услуг, а также на защиту интересов потребителей и производителей транспортных работ и услуг» — такова уставная задача и нашей инспекции. Что же видим в реальности? В ходе проверки инспектора не побывали в Столине, на базе предприятия «Б–транс», где можно задать нужные вопросы и вживую увидеть все: стоянку, кассу и терминал, класс для инструктажей с плакатами, место для приема пищи и отдыха... Зато по уши обложились бумагами: справками, журналами, планами, списками, графиками, приказами... Как будто страхуются, лишь бы их не упрекнули, что чего–то недопроверили.

Издержки и надежды


Виктор Маргелов

Мой рассказ не удивил сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова: «Мы давно наблюдаем интересную тенденцию... В Минске и крупных регионах проверки проходят быстрее. Но именно в провинции, где на проверяющих приходится гораздо меньше субъектов хозяйствования, они предъявляют чрезмерные требования и трясут, трясут, трясут...» Он надеется на скорейшее принятие пакета документов, направленных на стимулирование деловой активности и исключение излишних требований к бизнесу. (В обсуждении этих документов, кстати, В.Маргелов принимал участие в конференц–зале «СБ». — Прим. авт.)

Уж на что серьезное ведомство МЧС, но даже оно полностью прекратило проверки малого и среднего бизнеса, о чем еще в феврале заявил министр Владимир Ващенко. В пинской инспекции, видимо, не знают, что говорил Президент 14 февраля на совещании о совершенствовании контрольной деятельности. Напомню несколько тезисов, касающихся излишних требований к бизнесу: акцент на результат, а не на проверку ради проверки; не дергать людей, дать им возможность заниматься делом; проверки не должны быть «лазейкой» для контролирующих структур, способных парализовать любую организацию; повысить ответственность контролеров...

Директору «Б–транса» Виктору Романовичу очень кстати пришелся бы запрет на проверки в течение определенного срока после открытия бизнеса. Но пока запрета нет. Проверка транспортной инспекцией началась 1 февраля и завершилась 26 апреля, то есть длилась почти три месяца. За это время были проверены, в сущности, лишь 14 путевых листов: столько поездок совершил автобус. Субъекту были предъявлены две претензии. Одна касалась врача (хирурга с 25–летним стажем!), который не прошел курсы предрейсового осмотра (давление, пульс, температура...), вторая — автобуса, который якобы в такой–то период ездил без техосмотра. На мой наивный взгляд, для выяснения того и другого хватило бы и пару часов. Любой инспектор ГАИ факт техосмотра удостоверит за секунду. Но чтобы за три месяца!..

Акт завершает предупреждение относительно возможности лишения лицензии, хотя директор с документами в руках доказывает: техосмотр был своевременно пройден. Я не собираюсь утверждать, какая из оппонирующих сторон права. Директор акт не подписал и намерен его оспаривать «в установленном законом порядке». Пусть так и будет.

Но не могу не заметить очевидного. Там, где от прихоти чиновника зависит столь много — затребует бумагу или нет, разрешит или запретит, позволит работать или убьет бизнес, — всегда есть коррупционный риск. Тем более когда требования столь разнообразны и прихотливы. Непредоставление любой из полусотни бумаг — уже достаточный повод для убийственных санкций. Применительно к акту бросается в глаза и вот что. В первых строках субъектом проверки названо действующее предприятие «Б–Транс», а в последних нарушителем называется... «А–транс», лишенное лицензии более года назад. Это все равно что вам назначат лечение, прописанное другому пациенту, по чужому диагнозу. Это к вопросу об ответственности контролеров. Или требовать можно только им?

Если где–то в Столинском районе и действуют перевозчики, которые желали бы хоть в чем–то обойти, перехитрить закон, то Виктор Романович, убежден, не из их числа: честь предков ко многому обязывает. Он тоже ожидает принятия законодательных новаций и не теряет надежды открыть конкурирующее регулярное сообщение между родным Столином и Минском.

ponomarev@sb.by

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Игорь, 51, Могилев
Автору статьи спасибо. Такое твориться не только на транспорте. То что контролирующие органы в переизбытке и в перервении признал даже Лукашенко. Но это племя очень сложно хотябы не много урезать. Держатся когтями за свои теплые места и не плохие ПОЛУЧКИ, доказывая что без них ни одно кафе не сможет правильно и безопасно  пожарить драники!!!.  Сколько потеряли прибыли хозяйственники, не дополучил бюджет, наверное не возможно подсчитать. Такие статьи должны быть. Общество должно знать кто,  в том числе , тормозит развите станы, а когда будем знать что не так, будем думать как исправить.  По моему мнению это должно наказываться очень строго, что бы не повадно было.  И отрадно, что статья вышла в СБ.
Сергей Иванович, 52, Брест
Видно автор не в теме. Проверка не может длится 30 рабочих дней плюс 15 дней на продление. Иначе санкции к проверяющим. В данном случае скорее все был перерыв. Если проверяющие ошиблись и в  проекте акта написали фирму А вместо Б то руководителю надо было исправить ошибку  а не злорадно стучать об этом журналистам.
Иван, 29, Слуцк
Да ладно!!!! На сегодняшний момент я лучше бы к Романовичу работать пошел!!! 6 лет в сфере пассажирских перевозок. Водитель 1 класса, а ездим на гробах, и людей возим... Может пора чето в этой сфере поменять? Отдать те же парки в частные руки, например... Я за здоровую конкуренцию, не мешайте работать тем кто хочет и умеет
Иван, 29, Слуцк
И более того, чтобы якобы повысить качество обслуживания пассажиров раз в пять лет водители должны проходить курсы обучения. Очередной геморой для частных перевозчиков. Рвзумеется платно... Разумеется на базе автобусных парков...Там даже эксамен по вождению предусмотрен!!! Древнего ПАЗика задом загнать надо!!! А как же тогда водительское удостоверение категории "Д"? Оно уже ничего не значит? Ип-шники не ездят на машинах, которым по 10 лет!!! И не на пазиках!!! Там крафтеры, спринтеры или neoplan, как в случае с Романовичем. Вот она, нечестная конкуренция. Автору статьи респект
Игорь, 51, Могилев
Автору статьи спасибо. Такое твориться не только на транспорте. То что контролирующие органы в переизбытке и в перервении признал даже Лукашенко. Но это племя очень сложно хотябы не много урезать. Держатся когтями за свои теплые места и не плохие ПОЛУЧКИ, доказывая что без них ни одно кафе не сможет правильно и безопасно  пожарить драники!!!.  Сколько потеряли прибыли хозяйственники, не дополучил бюджет, наверное не возможно подсчитать. Такие статьи должны быть. Общество должно знать кто,  в том числе , тормозит развите станы, а когда будем знать что не так, будем думать как исправить.  По моему мнению это должно наказываться очень строго, что бы не повадно было.  И отрадно, что статья вышла в СБ.
Наталья, Сорок. Шесть, Пинск
Я проработала в автопарка конструктором четыре года получала благодарности на имя директора но за то что отставала правду мне не продлили контракт
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости