В ушедшем году россияне вновь назвали любимым и одним из самых читаемых писателей Дарью Донцову

Перевернутый айсберг

В конце года принято подводить итоги и составлять всевозможные рейтинги и хит-парады. В начале года принято их осмысливать.
В конце года принято подводить итоги и составлять всевозможные рейтинги и хит-парады. В начале года принято их осмысливать.

Прогрессивная общественность снова недовольно нахмурила прогрессивный лоб: в ушедшем году россияне вновь назвали любимым и одним из самых читаемых писателей Дарью Донцову. И так уже не первый раз. Не хватает людям сильных эмоций. Они желают расследовать убийства и ловить маньяков, хотя бы на книжных страницах.

“Как же так?!” — недоумевают посрамленные книжные “черви”, разгневанная университетская профессура и завсегдатаи букинистических салонов, прочитывавшие когда-то за ночь под одеялом с фонариком “Доктора Живаго” и прочие новинки самиздата. Вот же, посмотрите — целая полка книг нобелевских лауреатов последнего десятилетия. Ничего нигде доставать не надо. Не надо бегать в книжный магазин отмечаться в очереди на собрание сочинений. Так что же с нами произошло? За это ли мы боролись? Для того ли нужна нам свобода слова, чтобы лучшей литературой стал детектив для электрички? Выходит, слухи о самой читающей нации явно преувеличены.

Ландшафт более чем красноречив. Лучший писатель — Донцова. Лучший фильм — “Горько!” или “Солнечный удар” (для меня они идентичны в своей художественной значимости), лучший художник — Никас Сафронов. Лучшая песня года — “О, боже, какой мужчина!” певицы Натали. И я не хочу никого из этой компании ни сбрасывать с парохода современности, ни просить перейти в заранее зарезервированные каюты “Титаника”. Прохожу мимо, мысленно желаю им удачи и долгих лет. Потому что ориентироваться на сегодняшние рейтинги и хит-парады просто смешно. И, может, хватит ими бравировать направо и налево? Разве являются они показателем художественной ценности? Нет. Тогда зачем с ними носятся как с писаной торбой? Включим логику: чтобы просто подогреть интерес. И не хочется вспоминать старый афоризм Жванецкого про рейтинг...

Бестселлер давно не синоним шедевра. Да и был ли он им когда-либо? Мир замер в ожидании мировой премьеры экранизации книги “50 оттенков серого” — некой откровенной эротической саги, нарушающей табу. Уж сколько их было на веку мировой культуры? А табу и ныне там: все хотят уютный дом, семью и нормальную работу, экстремальные же секс-сюжеты годятся только для субботнего телеэфира. Когда-то и от “Опасных связей” Шодерло де Лакло светские дамы пунцовели.

Самые пошлейшие спектакли, тоже лихо нарушающие табу (и прежде всего хорошего вкуса), сегодня собирают лучшую кассу. В кино — не выдерживающие критики фантастические саги про спасение мира, оборотней и оживших мертвецов. Настоящие сумерки культуры. Поэтому стоит ли вообще обращать внимание на тех, кто находится на вершине этого модного китчевого айсберга? Тем более что в любой момент он может перевернуться.

Пока же победители рейтингов, схватившие удачу за липкий хвост, гордо поправляют корону и готовятся к новому ежегодному штурму звездных вершин, забывая слова из “Обыкновенного чуда” Шварца: нет ничего более утомительного в этом подлунном мире, чем бороться за свою славу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter