Перетрудились?..

Руководство гимназии на западе Германии решило освободить школьников от домашних заданий. По мнению учителей, при прежнем графике у детей не оставалось времени на отдых, занятия спортом и музыкой. Послабления коснутся, правда, только учеников с пятого по девятый класс. В старших классах домашние задания снова вернутся, потому что иначе невозможно подготовиться к выпускным экзаменам. За этим нововведением отдельно взятой гимназии стоит спор о реформе школьного образования, который каждая федеральная земля вправе решать для себя самостоятельно.

Немецких школьников освободят от домашних заданий

Руководство гимназии на западе Германии решило освободить школьников от домашних заданий. По мнению учителей, при прежнем графике у детей не оставалось времени на отдых, занятия спортом и музыкой. Послабления коснутся, правда, только учеников с пятого по девятый класс. В старших классах домашние задания снова вернутся, потому что иначе невозможно подготовиться к выпускным экзаменам. За этим нововведением отдельно взятой гимназии стоит спор о реформе школьного образования, который каждая федеральная земля вправе решать для себя самостоятельно.

В гимназии имени Эльзы Брэндстрём в Оберхаузене (Oberhausen), расположенном в земле Северный Рейн - Вестфалия, решили существенно облегчить жизнь учащихся. Директор школы Бригитта Фонтайн (Brigitte Fontein) посчитала, что дети не должны просиживать вечера за учебниками и штудировать задания, с которыми они уже и так прекрасно справляются на уроках, и волевым решением отменила домашние задания. Теперь ненавистные школьниками д/з останутся уделом отстающих. Для всех остальных это означает, что по меньшей мере три дня в неделю они будут учиться до трех-четырех часов дня, то есть дольше обычного, зато после уроков смогут смело идти домой, забыв о школе до следующего утра.

 Однако в качестве компенсации ученикам придется более интенсивно работать в учебное время. Чтобы увеличить эффективность занятий, в гимназии ввели сдвоенные уроки.

Руководство школы решилось на такие перемены в первую очередь из-за критики со стороны профсоюза сотрудников образования и науки (GEW). По мнению членов профсоюза, ученики оказались под слишком большим давлением после школьной реформы, которая сократила срок обучения на год, тогда как объем материала остался прежним.

 Преподаватель гимназии Эльзы Брэндстрём Михаэль фон Теттау (Michael von Tettau) отметил, что и раньше 44-часовая неделя была излишне напряженной, а в новых условиях детям стало еще сложнее. У них практически не осталось времени на физическое и духовное развитие - на спорт и музыку.

 Пока программа в Оберхаузене экспериментальная. Она введена только на два года и вступит в силу с начала учебного 2013 года. После этого преподаватели оценят, эффективен ли этот метод и не стали ли школьники в итоге учиться еще хуже. Пока большинство родителей и учителей настроены оптимистично и убеждены, что дети, вопреки расхожему мнению, не будут тратить освободившееся время на компьютерные игры и сериалы.

 Профсоюз учителей видит в этом еще и другой плюс. Делая задания в школе, ученик всегда может посоветоваться с преподавателем, тогда как дома далеко не все родители готовы сидеть и разбираться со школьной программой, вспоминая ее после многолетнего перерыва.

 Предложение гимназии понравилась даже руководству федеральной земли. Министр образования Северного Рейна - Вестфалии Сильвия Лёрманн (Sylvia Loehrmann) одобрила концепцию в целом. Она считает, что домашние задания нужно теперь каким-то образом интегрировать в занятия на уроках.

 Руководство других немецких школ, может, и не готово полностью отказаться от домашних заданий, но тоже двигается в этом направлении и по крайней мере осознает необходимость перемен. В частности, в гимназии имени Отто Гана в Хернэ (Herne) решили провести другой эксперимент. Там хотят сократить количество домашних заданий по дополнительным дисциплинам, оставив самостоятельную подготовку только по основным урокам.

 Директор гимназии Гаррани (Harrani) Хайке Гёттэ (Heike Goette) считает, что полностью отказаться от домашних заданий невозможно. Разве что в дни, когда школьники проводят на занятиях весь день до самого вечера. Иначе непонятно, как они, например, будут учить слова для иностранных языков или читать книги для уроков литературы.

 В целом школы столкнулись с проблемой переутомления школьников после сокращения срока обучения в гимназиях, куда дети приходят после начальной школы, с девяти до восьми лет. На данный момент практически все федеральные земли уже решили перейти на укороченную систему образования, получившую в народе название "турбо-выпуск". Таким образом, школьники должны получать аттестат в 12-м, а не 13-м, как было раньше, классе.

 Для страны в целом переход на 12-летнюю систему выгоден с экономической точки зрения. Население Германии стареет, рождаемость падает, и в результате работоспособных людей становится все меньше. Увеличить их количество за счет более раннего вступления молодежи в профессиональную деятельность - неплохой способ нарастить налоговые сборы.

 Практика 12-летнего обучения в современной Германии является наследием ГДР. После объединения страны новые федеральные земли сначала решили перейти на западную систему с 13-ю классами, и только Тюрингия и Саксония оставили прежнюю систему. Спустя некоторое время пошел обратный процесс: все остальные тоже решили воспользоваться опытом Восточной Германии. Теперь власти всех земель уже сделали выбор в пользу 12 классов средней школы, но далеко не все решились пока воплотить это на деле.

 Между тем последний соцопрос, итоги которого были представлены в сентябре, продемонстрировал, что переход на "турбо-выпуск" провалился. Вернуться к старым добрым временам, когда дети ходили в школу 13 лет, хочет большинство родителей - 80 процентов.

 Главная причина недовольства родителей, судя по всему, заключается в том, что дети, которые и раньше не все успевали, теперь вовсе не справляются с увеличившимся объемом нагрузок и нуждаются в дополнительной помощи. Две из трех семейных пар признались, что делают уроки вместе с детьми. Если впереди контрольная или проверочная, трое из четырех родителей готовы зубрить материал вместе со своим чадом. 77 процентов родителей помогают ученикам при написании рефератов. В общей сложности 63 процента немецких родителей признались, что по сути проходят школьную программу вместе с детьми. Причем им самим это не всегда по силам. Так, для особо заботливых родителей в Баварии предлагают вечерние курсы латыни, чтобы они потом могли делать уроки по этому предмету вместе с детьми.

Впрочем, несмотря на то что 80 процентов родителей требуют отменить реформу, федеральный родительский совет вовсе не настаивает на возвращении к 13-летнему образованию. Его представители предлагают улучшать систему "турбо-выпуска" за счет увеличения количества уроков, изменения учебных планов и новой методики образования.

 Готового ответа на вопрос, как должна выглядеть новая немецкая гимназия, дать пока никто не может, поэтому каждая федеральная земля действует методом проб и ошибок. В Северном Рейне - Вестфалии детей освобождают от домашних заданий, в Баварии отстающим школьникам разрешают продлить обучение на один год, приходить на дополнительные занятия в выходные и на каникулах. В Гессене власти пытаются вовсе снять с себя ответственность и предоставить гимназиям право самим решать, восемь или девять лет учить школьников.

 Возвращаться к старой системе значило бы для властей признать провал одной из самых масштабных реформ. Политики настаивают, что большинству европейских детей хватает 12 лет для получения среднего образования и поступления в университет и немцы ничем не хуже. В итоге школам предстоит формировать новые подходы к ученикам и новые учебные планы, чтобы не возвращаться к великовозрастным выпускам, когда молодые люди в 19-20 лет после школы тратят год на различного рода практики, чтобы определиться со своими интересами, и только потом поступают в университеты. В итоге в профессию они приходят на несколько лет позже своих сверстников из других европейских стран.

 Для полного отказа от старой системы потребуется немало времени, которое нужно не только гимназиям. Университетские преподаватели жалуются, что с "турбо-выпускниками" сложнее работать: у них еще ветер в голове. По той же причине немецкие компании нередко не хотят брать на практику слишком молодых. В 13-летнем образовании были свои плюсы: к 20 годам абитуриенты, как правило, лучше понимали, чем хотели бы заниматься в университете.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Система школьного образования в Германии насчитывает несколько основных ступеней

В первый класс начальной школы идут все дети, которым перед новым учебным годом исполнилось шесть лет. Ученики проводят в начальной школе четыре года (в некоторых федеральных землях шесть лет).

С третьего-четвертого класса детям начинают ставить оценки. Как правило, с пятого класса у школьников и их родителей появляется выбор, который во многом предопределяет их дальнейшую профессиональную деятельность. В зависимости от способностей каждому из учеников рекомендуют различные образовательные учреждения - главную школу, реальную школу или гимназию.

Ученик, который не претендует на поступление в университет, может отучиться пять лет в главной школе и в десятом классе сдать выпускной экзамен, после чего получить профессиональное образование или идти устраиваться на работу. Школьники со средними результатами и надеждой на высшее образование идут в пятом классе в реальную школу, где учатся шесть лет. После этого можно начинать строить карьеру или перейти в 11-й класс гимназии и, потратив еще три года, получить аттестат, который позволит поступить в университет. Наиболее способные ученики после начальной школы поступают сразу в гимназию и в 13-м классе сдают выпускные экзамены, по результатам которых их принимают в вузы.

Lenta.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости