Перетечет ли цена из бидона в пакет?

Цены на сельхозпродукцию превратились в своеобразные весы. В принципе, проблема обсуждалась не раз. И позиции заинтересованных ведомств четко известны: Минсельхозпрод традиционно ратует за повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, Минэкономики корректно возражает

Цены на сельхозпродукцию превратились в своеобразные весы. В принципе, проблема обсуждалась не раз. И позиции заинтересованных ведомств четко известны: Минсельхозпрод традиционно ратует за повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, Минэкономики корректно возражает, стараясь удержать рост индекса потребительских цен в достаточно жестких прогнозных показателях. Обмен мнениями продолжался несколько месяцев, и на прошлой неделе был достигнут компромисс. Закупочные цены на молоко поднялись на 10 %, на мясо крупного рогатого скота и свиней – на 5 %. В свою очередь Минэкономики ввело достаточно жесткое ограничение на рост розничных цен на социальные продукты-производные из этого сырья, а также снизило предельную торговую надбавку на такие товары. 

На одной из недавних пресс-конференций министр экономики Николай Зайченко отметил: в вопросе регулирования цен необходимо искать золотую середину. Другими словами, искать варианты, чтобы не пострадал  ни потребитель, ни производитель из-за ограничения своей рентабельности тем или иным способом. Ряд последних ценообразовательных «молочных» нововведений – решение компромиссное. Население, по идее, должно безболезненно пережить рост цен на «базовые» молочно-мясные продукты, сельхозпроизводители, по идее, увеличат свои доходы. В некоторой степени буфером послужит перерабатывающая отрасль. Все-таки рост закупочных цен не будет соответствовать динамике розничных… 

В каких пропорциях лучше повышать цены на продукты питания – большая тема для дискуссий. Но очевиден факт: идеальную меру равновесия с точки зрения макроэкономики удалось найти. Но каждый понимает: зазор для маневра становится все уже. И в первую очередь над этой проблемой должны задуматься не столько экономисты, сколько сельхозпроизводители и представители перерабатывающей отрасли. Ведь рано или поздно им придется жить по законам полностью открытого рынка. И насколько они конкурентоспособны, чтобы на равных побороться с коллегами даже из соседних государств – вопрос весьма проблематичный. 

Конечно, во многих развитых странах сельское хозяйство в тех или иных формах дотируется государством. Нередко специалисты любят приводить различные цифры, от которых может закружиться голова. Но ведь и у отечественных аграриев немало преференций по сравнению с той же промышленностью. И жилье на селе строят, и кредиты льготные дают, в том числе и под гарантии местных бюджетов, и налоговое законодательство достаточно лояльное… Но и производственные показатели на селе пока оставляют желать лучшего. А при низких объемах производства практически невозможно добиться положительной рентабельности. 

Пока не на высоте и перерабатывающие предприятия. Лидеры рынка научились эффективно использовать сырье, чего не скажешь о большинстве производителей. В Западной Европе у «молочников» и «колбасников» налажено практически безотходное производство. Там корову научились перерабатывать и получать нормальные продукты широкого диапазона: от дорогих деликатесов из элитного мяса, до паштетов из менее привлекательных частей. Они натуральные, возможно, не настолько вкусные, но дешевые. Чем и соблазняют потребителей. И никто не стесняется писать на упаковке, что немалая доля ингредиентов в продукте – шкурка, требуха и так далее. Но они переработаны в удобоваримую эмульсию. Конечно, основные доходы приносят элитные копчености, но так уж свиньи и коровы устроены природой: есть как отменные куски, так и похуже. А широкая линейка продукции иной раз дает не столько увеличение прибыли, сколько минимизацию издержек. 

С уменьшением последних на белорусских предприятиях вопрос пока обстоит проблематично. На итоговой коллегии Минсельхозпрода звучало вполне четко: требуется значительная модернизация этой отрасли. И большинству производителей молочной и мясной продукции еще грех жаловаться. Если бы по-настоящему открылись границы в Беларусь для западных конкурентов, то большинство предприятий в первый раз по-настоящему почувствовало бы всю прелесть конкуренции. И ценовой, и маркетинговой. 

Кстати, о последней составляющей. О повышении цен на мировых рынках на молочную продукцию сказано было немало. Экспорт этих продуктов и их доходность на восточном рынке увеличились. Но смогли ли отечественные молочные заводы, пользуясь случаем, укрепиться на выгодном рынке надолго? Вопрос весьма спорный. Многие взялись снимать «сливки» на фоне ажиотажа и поставлять стратегическое сырье: сухое молоко, масло. Свои торговые марки на иностранных торговых полках закрепили лишь единицы. А ведь рынок – субстанция изменчивая. Не случится в этом году засухи в Новой Зеландии и Океании – и сухое молоко может упасть в цене. И тогда экспорт белорусской «молочки» снова упадет? 

Словом, очередное повышение цен на молочную и мясную продукцию производителям необходимо рассматривать в некоторой степени как карт-бланш. Снивелировав ситуацию по отраслям, Минэкономики смогло минимизировать влияние роста как на макроэкономические показатели, так и на кошелек граждан. Но в дальнейшем необходимо более пристальное внимание обращать прежде всего на издержки отрасли. Пока же нередко приходится слышать: доходы населения растут, значит, и в магазинах оно сможет платить больше. Несколько неправильный подход. Ни с моральной точки зрения, ни с экономической. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter