Переселенцы – категория особая

Жители деревни Крюки с Брагинщины нашли вторую родину в Буда-Кошелевском районе.

Рыбалка на фоне взрыва…

Населенного пункта Крюки Брагинского района, расположенного когда-то в десяти километрах от Чернобыльской атомной станции, сегодня не найдешь ни на одной местной карте. А ведь четверть века назад это была довольно крепкая деревня. Сельчане сеяли хлеб, растили детей, строили планы на будущее… Теплая весна 1986 года тоже беды не предвещала: в хозяйстве приступили к весенне-полевым работам, убирались на своих огородах, стараясь не упустить ни одного солнечного дня…

Михаил Рыбик работал тогда в Крюках председателем сельсовета. В ночь на 26 апреля он с друзьями отправился ловить рыбу на реку Припять. Небо было тихое и звездное. Рыба, на радость местным рыбакам, казалось, сама шла на крючок, и возвращаться домой никто не торопился. Отдаленный грохот и яркая вспышка за лесом, озарившая южный край неба, не очень встревожили людей, но внезапно поднявшийся порывистый ветер с песком и гарью заставил засобираться в село…

Утром в деревню вернулись жители, которые работали на Чернобыльской АЭС, и рассказали, что ночью на станции произошел взрыв. Всего из Крюков на АЭС работали 135 человек...

За колючей проволокой…

Детей и беременных женщин из деревни вывезли еще до 1 мая. Люди бросали дома, имущество, с собой брали лишь самое необходимое — документы и деньги… И спрашивали у Михаила: что с нами будет, как жить дальше? Но что мог ответить председатель сельсовета. Он подбадривал односельчан, успокаивал. А потом у него от радиационной пыли пропал голос…

Свою родную деревню председатель сельсовета Рыбик покидал с последней группой: она опечатывала магазины, кабинеты школы, колхозное имущество, а 4 мая Крюки уже находились за колючей проволокой, в так называемой зоне отчуждения. Михаил, когда оглянулся назад, даже не заметил, как слезы потекли по щекам…

Обратной дороги нет

На первое время жителей Крюков переселили в соседнюю деревню Селец.

— Жили в вагончиках, палатках, кто-то на подселении, — Михаил Алексеевич замолчал на время и, проглотив внезапно подступивший комок к горлу, продолжил: — Мы думали, что завтра или послезавтра вернемся в свои дома. Но прошел месяц, началось лето, и мы поняли: обратной дороги нет.

За это время из колхоза вывезли на мясокомбинат 11 тысяч овец. Животных обстригли, померили радиацию и... отправили обратно в зону.

Жители Крюков стали думать, как им жить дальше. Медики, обследовав людей, порекомендовали уехать подальше от этих мест, так как многие сельчане уже успели накопить достаточную дозу радиации. Им предлагали квартиры в Минске и Гомеле, в Светлогорском, Рогачевском, Добрушском, Жлобинском районах… Но они всей деревней выбрали Губичи Буда-Кошелевского района.

На новом месте

Председателем сельсовета стал Алексей Рыбик, председателем колхоза — тоже прежний глава хозяйства Николай Гуляй.

139 семей поселились в Губичах, 70 — в соседней Старая Буда, еще 43 семьи — в Недойке, а 38 стали жить в Бацуни.

— Губичи чем-то напоминают нам родные места, — говорит Михаил Алексеевич. — Лес кругом, в пяти километрах Днепр, райцентр под боком.

Их поселок вырос прямо на глазах — 27 декабря 1986 года председатель сельсовета последним заселился в свой домик, как две капли воды похожий на все остальные.

— Первоочередной задачей тогда было срочно переселить людей и создать им нормальные условия для проживания. Строители понимали, какое горе пережили люди, а потому подгонять их не приходилось. В Губичах я остался работать председателем сельсовета, а когда Николай Романович Гуляй ушел на пенсию, возглавил хозяйство… Кстати, земли здесь не очень хорошие — всего 22,9 балла, у нас в Крюках они были гораздо плодороднее.

Память вечна…

Первые годы губичских переселенцев безудержно тянуло обратно в Крюки. Им даже выделяли транспорт и разрешали два раза в год посещать свою малую родину: 26 апреля и на Радуницу, чтобы почтить память предков…

— Теперь наша вторая родина — Губичи, — рассказывает Михаил Рыбик. — Здесь уже выросли наши дети, поженились, родились внуки… Здесь многие прожили большую часть жизни. Да и привыкли. Но, честно скажу, я никогда не думал, что после всего того, что было, так долго жить буду.

Вторая родина…

В настоящее время СПК «Губичи» является одним из лучших сельхозпредприятий в Буда-Кошелевском районе. Сам председатель хозяйства, кстати, экономист-организатор по образованию, за долгие годы работы на земле научился отлично разбираться и в агрономии, и в сельхозтехнике.

Был бы интерес, а любые знания сейчас можно совершенствовать самостоятельно. Ко всему проводятся встречи с учеными НАН, организуются курсы повышения квалификации…

В настоящее время многие из бывших крюковских уже на заслуженном отдыхе. На смену им пришли их дети. «Губичи» ценятся именно кадрами, которые относятся к земле по-хозяйски. Люди, пережившие такую трагедию, просто не могут жить и работать иначе. Переселенцы — категория особая, испытанная трагедией на прочность и надежность.

Наталья ВАКУЛИЧ, «БН»

НА СНИМКЕ: Михаил РЫБИК.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter