Демократия требует жертв: как американцы насаждают свои правила игры на мировой арене и чем за это расплачиваются страны и народы

Перепрошивка сознания

Сколько волка ни корми, а он все равно в лес смотрит. Поведение США на мировой арене сродни тому самому безжалостному дикому волку, готовому съесть любого, кто окажется на его пути. Эксперты подсчитали, что после Второй мировой войны американские вооруженные силы использовались за рубежом более 300 раз. Шли в чужие дома с лозунгами «защиты свободы и прав человека». Но пресловутая демократия становилась лишь предлогом для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. И отказываться от столь удобной доктрины наклонять других в соответствии со своими предпочтениями и планами США не собираются.

Цель и средства

Свежий пример.

Агентство США по международному развитию (USAID) планирует запустить программу «поддержки демократии» в Европе. И даже запросило для этого у администрации Белого дома 2,8 миллиарда долларов. Проект хотят запустить в Болгарии, Чехии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Словении и Хорватии. Цель программы — противодействие «злонамеренному иностранному влиянию», а также (кто бы сомневался) содействие «демократическим свободам и реформам». В реальности же, говорят аналитики, Вашингтон опасается растущего влияния России и Китая и, дабы предупредить неприятные для себя последствия, стремится усилить проамериканские настроения, сделав акцент на страны Восточной Европы. Для этого, как известно, все средства хороши.

Уже не раз и не два в истории США доказывали, что не остановятся ни перед чем в достижении целей. Военная интервенция, убийство политических лидеров, вмешательство в выборы, режиссирование «цветных революций» — примеров сколько угодно. Американский журналист и историк Уильям Блам в своей книге «Смертоносный экспорт Америки» приводит весьма красноречивые цифры. 
После окончания Второй мировой войны американцы более 50 раз пытались свергнуть иностранные правительства, грубо вмешивались в ход выборов минимум в 30 странах, совершили более 50 покушений на лидеров иностранных держав, бомбили население более 30 государств, подавляли народно-освободительные движения более чем в 20 странах.
Вот что говорил по этому поводу бывший американский сенатор Джеймс Уильям Фулбрайт (кстати, голосовавший в свое время за ввод американских войск во Вьетнам):

— Мы создали общество, главным занятием которого является насилие. Самую серьезную угрозу нашему государству представляет вовсе не какая-то внешняя сила, а наш внутренний милитаризм.
Создается удручающее впечатление, что мы в Америке явно привыкли к войнам. На протяжении вот уже многих лет мы или воюем, или немедленно готовы начать войну в любом районе мира. Война и военные стали неотъемлемой частью нашего быта…

Что поставлено на карту

Свою истинную сущность американские политики никогда не скрывали. У вас не хватает демократии? Тогда мы идем к вам. Принцип «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» всегда срабатывал безотказно. А уж найти оправдание такой политике — это, как говорится, дело техники. Во всяком случае, по ту сторону океана этим не заморачивались ни в прошлом веке, ни в нынешнем.

— Мы никогда не остановимся перед применением силы, когда на карту поставлены жизни и жизненные интересы американцев, — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.
Другими словами, если нам захочется кого-нибудь оккупировать или разбомбить, мы это сделаем. Только вот какое отношение имеют бомбежки мирных жителей Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии к жизненным интересам американцев, находящихся за тысячи километров от этих стран? 
Вразумительного и логичного ответа на этот вопрос нет. Зато под формулировку Блинкена с легкостью можно подогнать любые телодвижения Белого дома против независимых государств: будь то военная агрессия или применение «мягкой силы». Так было и во времена холодной войны, и после нее, когда экспорт демократии и «цветных революций» под звездно-полосатым флагом достиг пика.

Вот только насильственная демократизация еще никому не принесла процветания и благоденствия. За несколько недель до того как был отдан приказ о вторжении в Ирак в 2003 году, президент Джордж Буш пообещал, что, как только Саддам Хусейн будет смещен, Ирак станет «маяком демократии для всего Ближнего Востока». Вместо этого страна окунулась в затяжную гражданскую войну и стала маяком для террористов. То же самое произошло в Ливии. Да и в целом «арабская весна» вовсе не предполагала расцвет демократии на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Для США в данном случае было куда важнее установить контроль над энергетическим узлом региона и его транспортными коммуникациями, что, по мнению наблюдателей, ставит в зависимость от Америки экономики Европы и Китая.

В 2020 году военные расходы США достигли, по оценкам, 778 млрд долларов, отмечается в докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира. На долю Соединенных Штатов приходилось 39 процентов от общего объема мировых военных расходов.

Гранты на поток

Однако воевать нынче становится все дороже, да и результат получается не столь быстрым, как хочется. Поэтому с некоторых пор заокеанские стратеги сменили тактику и все чаще стали использовать так называемую мягкую силу для продвижения своих интересов. Здесь уже в большую игру вступают неправительственные организации и зарубежные фонды, которые должны влиять на политику других стран информационными методами. В принципе, ничего нового в этом нет. 

К примеру, в США уже почти 40 лет действует финансируемый из бюджета Национальный фонд поддержки демократии (NED), известный как крупнейший спонсор «цветных революций». С его активностью связаны как создание оппозиционных и диссидентских движений в странах соцлагеря в 1980—1990-х годах, так и более поздняя деятельность на множестве направлений. В 2011 году портал WikiLeaks сообщил, что фонд активно поддерживал протесты в ряде государств, которые позднее привели к «арабской весне».

Подобных некоммерческих организаций, всевозможных фондов и исследовательских институтов, влияющих на сознание людей, предостаточно. И США вовсю используют их для продвижения своих интересов. В частности, политолог Иван Мезюхо в разговоре с RT напомнил, что спонсируемые USAID некоммерческие организации принимали активное участие в госперевороте в Украине в 2013—2014 годах. Получатели американских грантов всегда готовы к переходу к массовым беспорядкам и антиправительственным акциям, считает эксперт:
— Для США и их сателлитов разговоры о создании в Евро-Атлантике единого пространства мира, безопасности и стабильности были ширмой, прикрытием для продолжения архаичной практики захвата геополитического пространства, передвижения разделительных линий на восток — как через расширение ­НАТО, так и в рамках реализации программы «Восточное партнерство».

Как это работает…

Денег на промывку мозгов в стране назначения американцы не жалеют. Печатный станок работает бесперебойно. Схема же довольно проста и всюду работает одинаково. Средства от госструктуры проходят через несколько подконтрольных доноров-фондов в других государствах и перетекают в карман неправительственной организации в стране, на которую намереваются оказывать влияние. 

Гранты выделяются на конкретные, с виду вполне безобидные проекты в сфере экономики, образования, культуры, экологии, с помощью которых в обществе распространяются нужные заказчику идеи и ценности. То есть происходит своеобразная перепрошивка сознания, рассчитанная прежде всего на молодое поколение. 

К примеру, в феврале 2020 года СМИ сообщили о планах США выделить 38 миллионов долларов на развитие «демократических ценностей» у молодежи Украины. При этом особый упор предполагалось делать на подростков, так как именно в этот период «начинают формироваться жизненные установки и поведенческие модели». Американские стратеги хорошо усвоили восточную мудрость: «хочешь победить врага — воспитай его детей». 
И это далеко не единственная программа США в Украине. Ранее стало известно о намерении Вашингтона направить более 22 миллионов долларов на проект по повышению «устойчивости украинской демократии» с помощью «новаторских коммуникационных инициатив». 
Речь идет о создании контента, который позволит привлечь граждан к обсуждению вопросов евроинтеграции и реформ. В мае этого года госдепартамент США сообщил о выделении до 100 тысяч долларов на организацию фестивалей в Украине с целью распространения «американских ценностей». Были еще гранты на «развитие науки», программу по изучению английского языка и другие. Казалось бы, деньги на образование — куда уж благороднее? Однако за вполне презентабельной вывеской подчас скрываются дьявольские намерения. Как тут не вспомнить варшавский фонд «Свобода и демократия», с работой которого связан недавний скандал в польской школе в Бресте, где проходило чествование отряда Бурого, устроившего геноцид белорусов после Великой Отечественной войны.

Согласно отчету, опубликованному в марте 2021 года американским антивоенным движением Code Pink, в течение последних 20 лет США и их союзники последовательно бомбили другие страны, сбрасывая в среднем более 40 бомб в день.

Оружие нового поколения

На самом деле запускаются сотни, тысячи подобных проектов в разных странах. Таким образом в обществе взращивается оппозиция, в умах людей формируется нужная политическая и экономическая повестка, альтернативная история, из героев делают предателей, и наоборот. «Мягкая сила» выступает оружием информационной войны против неугодной власти.

Беларусь здесь не стала исключением. 
Разных негосударственных фондов, частных учреждений, правозащитных организаций в нашей стране за десять лет было создано несколько тысяч. В результате проведенных мероприятий выделено 185 деструктивных структур, представляющих потенциальную угрозу национальной безопасности. 
— Мы были немножко наивны, поэтому верили в обещания, которые давались нам (не только нам, но и остальным странам постсоветского пространства). Нас заверяли, что проекты якобы призваны повысить конкурентоспособность наших предпринимателей, независимость наших СМИ (только от кого?), развить контакты молодежи с какими-то центрами. Все это попадает под определение «мягкой силы», — сказал председатель КГБ Иван Тертель в документальном сериале «Беларусь против «цветной революции», показанном этим летом в эфире белорусского телевидения. 
Постепенно на протяжении десятилетий эта «мягкая сила» продвигалась в наше общество, создавались агентура влияния и условия для развития у граждан чуждых белорусскому менталитету и национальным интересам ценностей. Параллельно создавалось информационное поле, которое позволяло бы иностранным государствам влиять на умы и настроения белорусов. Но наше государство, белорусская политическая, экономическая и социальная модель оказались устойчивее, сильнее, жизнеспособнее, чем полагали недруги. И для них это еще один урок того, к чему приводит попытка насильственной демократизации.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter