Переправа под Михалишками

Материал «Сражались плечо к плечу» получил продолжение

Наша газета рассказывала о легендарном партизанском командире Иване Шлапакове («Сражались плечо к плечу», «Р» 24.04.2014 г.). Его 16-я Смоленская партизанская бригада, выполняя специальное задание Генштаба Красной Армии, успешно провела на территории Беларуси много смелых, порой отчаянных боевых операций, наводя страх на немцев, и была неуловимой. 16 раз бригада оказывалась в тисках мощных карательных экспедиций, но всегда выходила из них победителем.

Тема получила продолжение. Оказывается, еще 2 июля 1978 года решением исполкома Михалишинского сельсовета Ивану Шлапакову присвоили звание «Почетный гражданин деревни Михалишки Островецкого района». Не райцентра, не города, а именно деревни, что необычно. Конкретно — за наведение переправы через реку Вилию в июле 1944-го. «Р» связалась с директором школьного музея Михалишек Игорем Устименко и узнала, как все происходило.

Деревня Михалишки занимала важное стратегическое положение у реки Вилии на пересечении тракта Вильнюс—Полоцк. Поэтому бои за нее в начале июля 1944 года завязались ожесточенные. Именно здесь наступала 16-я Смоленская партизанская бригада под командованием полковника Ивана Романовича Шлапакова. Она и получила боевое задание — захватить Михалишки, овладеть мостом через Вилию и удерживать его до подхода частей Красной армии.

4 июля бойцы 2-го отряда 16-й Смоленской бригады заняли Михалишки. Обнаружили здесь только брошенные бараки да пустые пулеметные дзоты по обеим сторонам моста. Однако успокаиваться было рано. Показались три грузовые автомашины с гитлеровцами. Партизаны залегли в засаде и стали наблюдать. Машины остановились возле моста, и немецкие солдаты стали выгружать из них ящики со взрывчаткой. Стало ясно, что враг собирается взорвать мост, чтобы задержать продвижение Красной армии. По приказу командира партизаны неожиданно для немцев открыли огонь. Среди вражеских солдат началась паника, но они вскоре опомнились и открыли ответную стрельбу. Погибло отделение Ивашкевича, прикрывавшее мост. Немцы, потеряв много убитыми и ранеными, бросились к машинам и поспешно отступили. Попытка взорвать мост была сорвана.

Но в небе появилась «Рама» — немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф». Покружившись над Михалишками, он улетел. Вскоре начался авиационный налет. Партизаны пытались бить по самолетам из винтовок и пулеметов. Беспрерывно вел огонь расчет Боровикова. Взрыв — и пулемет смолк. Погибли Боровиков, Моргунов, еще несколько партизан. После боя их похоронили у костела на левом берегу Вилии.

Вот уже и ночь, но налеты продолжались. В небе вспыхнули «люстры» — осветительные бомбы на парашютах. Стало светло, как днем. Под утро немецким самолетам удалось уничтожить несколько пролетов моста.

О событиях той страшной ночи остались воспоминания жителя Михалишек Ивана Навроцкого:

— Это был настоящий кошмар. В небе висели огромные «фонари», выли и рвались бомбы, тряслась земля, все вокруг горело. Мы с бабушкой спрятались в подвале на огороде. К утру Михалишки превратились в руины, на месте кирпичных домов стояли развалины, от деревянных — остались лишь обгорелые печи. Пострадали и люди.

По свидетельству старожилов, бомба пробила крышу местного костела и упала прямо на алтарь. Но не взорвалась, и многие это восприняли как чудо. Лишь одной бомбардировкой не обошлось. Немцам не давала покоя наведенная красноармейцами переправа, и они периодически прилетали ее бомбить.

На следующий после бомбежки день к разбитому мосту подошли части нашей 277-й стрелковой дивизии 72-го корпуса. Возле смолокурни остановились танки. Форсировать реку они не решились и только стреляли куда-то на запад. Часть бойцов направилась в сторону Кемелишек и Пабраде, а к наведению понтонного моста через Вилию приступил 562-й особый саперный батальон. Ему помогали партизаны 2-го, 4-го и 6-го отрядов 16-й Смоленской бригады.

Немцы вскоре заметили эти работы, и 12 июля над Михалишками вновь появился самолет-разведчик. Он произвел аэрофотосъемку Михалишек. Снимки были сделаны на фотопленке с высокой разрешающей способностью (если развернуть снимок полностью, он бы занял всю стену). Хорошо видны разбомбленный мост (на снимке он перечеркнут), а также новый мост ниже по течению Вилии и еще один — через приток реки Сорочанки. Круглые точки по всему берегу — воронки от разорвавшихся бомб. Также хорошо видна выгоревшая центральная часть деревни.

Данные воздушной разведки немцы не замедлили использовать. Новый мост подвергся очередному налету. В ходе бомбежки погибли пять и были ранены шесть партизан. Большие потери понесли и саперы 562-го батальона. По воспоминаниям все того же Навроцкого, 16-я Смоленская бригада окружила в лесу группу немцев, пробивавшуюся на запад из-под Витебска. На предложение сдаться гитлеровцы ответили отказом и были полностью уничтожены. Бригада соединилась с частями Красной армии в составе 7 отрядов общей численностью 637 партизан.

— Как в Михалишках хранят память об Иване Шлапакове и его бригаде? — спрашиваю у Игоря Устименко.

— В нашем музее есть кое-какие материалы, к сожалению, их маловато, — отвечает он. — Имеем учетные карточки специального образца на многих партизан бригады, их фотографии и личные вещи. А вот на самого Ивана Романовича такой карточки нет. Будем признательны редакции газеты «Рэспубліка», если она поделится имеющимися документами с нашим музеем. Очень прошу об этом.

Мы заверили Игоря Григорьевича в том, что обязательно выполним его просьбу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter