Перепланировка в квартире: для того чтобы оформить все необходимые док

Идея сделать в квартире небольшую перепланировку зрела много лет. Прикидывали и так, и эдак всем семейством. И вот настал тот день, когда обитать в пространстве крохотных проходных "брежневских" комнатушек стало совсем невмоготу.
Идея сделать в квартире небольшую перепланировку зрела много лет. Прикидывали и так, и эдак всем семейством. И вот настал тот день, когда обитать в пространстве крохотных проходных "брежневских" комнатушек стало совсем невмоготу. Перестала ощущаться прелесть маленькой кухоньки, когда сидишь посередине на табуретке и одной рукой дотягиваешься до плиты, стоящей в левом углу, или до умывальника - в правом, а другой можешь открыть холодильник либо кухонную дверь. Со временем былые достоинства стали недостатками, и даже процесс поглощения пищи стал приносить все меньше наслаждения, потому как собраться всем вместе за обеденным столом или, скажем,за ужином из-за тесноты не получалось. Очень захотелось расширить жизненное пространство этой части квартиры за счет соседней комнаты и сделать нечто наподобие столовой.

Громогласно заявив домашним: "Хватит есть в тесноте и обиде!", решила, наконец, выяснить, что необходимо для воплощения в жизнь нехитрого плана: увеличить дверной проем в одной комнате и соорудить арку между залом и кухней.

Неприступная стена бюрократизма

О том, что любая перепланировка - процесс непростой и утомительный, доводилось слышать не раз. Чтобы уточнить, какие именно тяготы предстоит пережить, позвонила в производственный отдел нашего ЖРЭО. Полученные рекомендации оптимизма не придали: "Заказывайте кальку в БРТИ, утверждайте ее у районного архитектора, а потом приходите к нам, расскажем, какие справки и бумаги надо будет собрать в городском Центре гигиены и эпидемиологии, РОЧС, ЖЭСе, отделе архитектуры и градостроительства, Мингазе, энергонадзоре, теплосетях... Это, конечно, еще не все. Учтите, процесс растянется примерно на год, предстоит пройти три заседания исполкома".

В горле застряло "спасибо", а в трубке послышались короткие гудки... И весь мой боевой настрой разом иссяк. Живо представила себе выражение лица своего начальника, начни я бесконечно отпрашиваться с работы за той или иной справкой... Распрощаться с работой совсем не хотелось, тем более что на задуманную перепланировку предстояло, помимо времени, тратить и деньги. Ничего разумнее, чем обратиться к профессионалам, в голову не пришло. И, как выяснилось, так поступают многие желающие улучшить свое незатейливое панельное жилье и натыкающиеся в итоге на неприступную стену бюрократизма.

- Вы не первая и не последняя, кто обращается к нам за помощью в утверждении перепланировки квартиры, - утешили меня в агентстве "Мир недвижимости плюс". - Многие пытаются самостоятельно пройти все этапы этой процедуры, но, увы, пару раз попав впросак из-за незнания всех нюансов и подводных камней, перекладывают неподъемную ношу на наши плечи. При этом даже у асов, знакомых с требованиями всех контролирующих органов, на оформление законной перепланировки уходит примерно полгода. И для нас, специалистов, сложность в том, что в районных администрациях нет единого подхода к этой проблеме.

Хождение по мукам

Как выяснилось, решись я собственноручно оформлять все документы, пришлось бы обойти, в зависимости от сложности задуманных квартирных перемен, от 8 до 21 инстанции. В половине из них услуги платные. Предстояло бы со схемой, на которой изображены желаемые изменения облика квартиры, идти на встречу с местным архитектором, чтобы получить его одобрение. Дальше на этой же схеме должны были поставить свои визы, согласования и печати специалисты Центра гигиены и эпидемиологии, РОЧС, ЖЭСа, отдела архитектуры и градостроительства, инспекции госгазнадзора, энергонадзора, теплосетей, института "Минскпроект", КУП "Белгосэкспертиза". После чего, приложив к уже собранным бумагам еще один "скромный" пакет документов - согласие на перепланировку всех собственников и прописанных в квартире лиц, копию технического паспорта и справку о состоянии здания, договор авторского надзора, договор технического надзора, договор на вывоз мусора, копии лицензий проектных и строительных организаций, копию лицевого счета, акты-соглашения с соседями, можно отправляться на первое заседание администрации района и получать разрешение на перепланировку. Получив оное, самое время заказывать в Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру (в прошлом - БРТИ) так называемую "черную кальку", на которой изображена квартира в первозданном виде, и профессиональный проект.

Затем следует заверить проект опять же у архитектора, в городском Центре гигиены и эпидемиологии, РОЧС, ЖЭСе, отделе архитектуры и градостроительства, инспекции госгазнадзора, энергонадзоре, теплосетях, институте "Минскпроект", КУП "Белгосэкспертиза". Утвердить проект на втором заседании исполкома и "спокойно" приступать к выполнению строительных работ.

Когда стенам придали новый вид, пора звать инженера из Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, чтобы он начертил "красную кальку", на которой отмечен уже выполненный ремонт. С ней в очередной раз нужно обойти все инстанции: архитектора, городской Центр гигиены и эпидемиологии, РОЧС, ЖЭС, отдел архитектуры и градостроительства, инспекцию госгазнадзора, энергонадзор, теплосети, институт "Минскпроект", КУП "Белгосэкспертиза". Потом предстоит выдержать третье заседание исполкома, на котором проверяется, нет ли отклонений от плана. Мол, вам дали разрешение на одну перепланировку, а вы сделали совсем другую. Исполком утверждает сделанную перепланировку и разрешает внести изменения в техдокументацию. Последний этап - поход в былое БРТИ, где вносятся изменения в техпаспорт. Уф... все!

В каких-то районах этот процесс может быть несколько упрощен, к примеру, для выдачи разрешения на проектирование не требуется решение исполкома. Зато необходимо техническое заключение, а это опять ворох справок.

Для большинства людей весь этот кошмар - дело неподъемное. Между тем только в Минске так или иначе улучшить жизнь в тесных квартирках стремятся чуть ли не 50 процентов жителей. И это хождение по мукам отбирает уйму сил и времени, поэтому, ясное дело, народ и обращается к профессионалам в агентства недвижимости.

Время - деньги

"Стоит учесть еще некоторые нюансы, - предупредили меня сотрудники "Мира недвижимости плюс". - Заседание исполкома, к примеру, проходит только два раза в месяц. И лучше заранее узнать, в какие дни, чтобы успеть собрать необходимые справки. Во многих инстанциях трудовые будни длятся с 9.00 до 18.00, поэтому хочешь не хочешь, придется отпрашиваться с работы. А в некоторых очередях приходится сидеть не меньше трех часов, ведь многие специалисты принимают лишь раз в неделю".

Тот же районный архитектор принимает, как правило, только в понедельник с 14.30 до 18.00, а к нему за подписью надо обратиться три (!) раза. Спрашивается, почему бы не увеличить количество приемных дней? Получение заключения государственной экспертизы (даже в Минске единственной на весь город) должно занимать максимум две недели. Но обычно на это уходит больше времени, а когда начинается сезон отпусков, документы там могут пролежать и около двух месяцев. В некоторые другие инстанции приносишь заявление, там говорят прийти через месяц. Правда, если хорошенько попросить, могут все сделать и за три дня.

Обычно не разводит канитель Центр гигиены и эпидемиологии: через 3 - 5 дней документы можно забирать. Быстро ставят печать и в ЖЭСах, хотя, конечно, есть директора, которые изображают из себя больших начальников...

Думаю, мужественным людям, прошедшим эти "три круга ада" самостоятельно, можно смело ставить памятник при жизни. При этом возникает резонный вопрос: а необходима ли в полной мере вся эта документальная круговерть? Так ли нужно трижды обходить электриков, сантехников, пожарных и т.д.? Одни компетентные специалисты перепроверяют других и перекладывают ответственность на третьих? Неужели все это исключительно во благо простого человека?



Финансовая сторона вопроса (цифры округлены)

Утвердить перепланировку в зависимости от сложности стоит от 1 млн. до 3,5 млн. рублей. Сюда входит, например, проект стоимостью от 500 тыс. до 2 млн. рублей, госэкспертиза - 100 тыс., заключение института "Минскпроект" - 90 тыс. рублей. Калька - от 65 тыс. до 220 тыс. рублей плюс все согласования на ней - от 130 тыс. до 270 тыс. рублей. Если необходимо техзаключение, это обойдется еще в 440 тыс. рублей. Перечень неполный.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter