Переписчиков пытаются угостить чаем. А интернет-магазины предлагают им заработать на продаже ковриков и чайников

На днях в активом зале Первомайского РУВД столицы стоял шум-гам. Милиционеры и руководители переписных участков обсуждали, как им наладить сотрудничество. – Списки проблемных квартир составлены, будем их совместно отрабатывать, – предлагал замначальника РУВД Андрей МИНИЧ, памятуя о том, что МВД обязалось защищать переписчиков от «неблагополучных» граждан. Однако переписчики неожиданно запротестовали.

— С неблагополучными семьями у нас как раз трудностей не возникает, — старалась перекричать остальных какая-то женщина. — Выпивохи даже рады, что к ним кто-то заглянул. Зато приходишь в “приличную” квартиру — а двери тебе открывает абсолютный голый мужчина. Но у меня же работают 19-летние девочки! Что им делать?!
Многие переписные участки возглавляют преподаватели вузов и училищ. А переписчиками являются их ученики. Педагоги несут за ребят ответственность — скорее даже не юридическую, а моральную. Потому учителя настаивают на постоянном сопровождении милиции. Эти просьбы, возможно, стали особенно настойчивыми потому, что среди переписчиков уже гуляет страшилка: якобы во время предварительной переписи молодого человека с зеленой сумкой на плече атаковал подвыпивший мужик — из квартиры он выскочил в трусах и с ножом. Парень едва унес ноги.
Правоохранители на просьбы о более “плотной” опеке реагировали без энтузиазма.
— У нас в районе на одного милиционера приходится 5640 человек. Что мне, ради переписи все дела бросить? — оппонировал переписчикам участковый.
В конце концов компромисс был найден, и каждый переписной участок получил милиционера в помощь. Напоследок замначальника РУВД объяснил переписчикам, как обращаться с собаками, коих много в частном секторе:
— Не надо на них бросаться, пытаться связать или загнать в будку. Сразу зовите милиционера.
Замечание, кстати, весьма дельное. В Брестской области несколько неосмотрительных (или чересчур храбрых) переписчиков уже пострадали от зубов “несознательных” псов, не желающих “содействовать” переписи.

Зеленые сумки придется вернуть

Помощникам в погонах особенно обрадовались на 11-м переписном участке, к которому относится поселок Озерище.
— После 17.00 там невозможно ходить, — сетует преподаватель БНТУ Александр Яковлев, он же руководитель участка. — На некоторых улицах непроглядная темень, потому что фонари разбиты. К тому же по вечерам бродят пьяные компании, встреча с которыми не сулит ничего хорошего.
Переписчики в Озерищах — сплошь парни (девочкам наматывать по 20 километров в день тяжело), студенты БНТУ. Причем далеко не мелкие. Однако перспектива ходить поодиночке по темным поселковым улицам их не вдохновляет. Пускай в кармане и лежит свисток (он входит в комплект переписной амуниции), с помощью которого надо звать на помощь.
— На время переписи нам выдали зеленую сумку, планшет, на котором можно заполнять бланки, несколько ручек и значок, — рассказывает переписчик Ян Васильев. — Сказали, что все потом придется вернуть, только значок разрешили оставить на память, ну и ручки.
Особенно ребята сожалеют о том, что придется расставаться с сумками — очень уж они удобные. Изнутри обшиты кожзамом. Правда, переписчики получили команду укрывать сумки от дождя.
На своей переписной деятельности студенты сильно не разживутся. За 22 дня каждый получит примерно 140 тысяч рублей.
— Это еще нормально, — считают преподаватели, — мы включились в перепись 14 сентября и будем работать до 22 декабря. Нам заплатят 200 тысяч с небольшим. Еще напишите, что нам не оплачивают мобильные звонки и не обеспечивают питанием...
Впрочем, у переписчиков есть неплохая возможность подзаработать. Некоторые интернет-фирмы предлагают ребятам распространять коврики и чайники. Зачем ходить по домам и квартирам вхолостую? Правда, никто из переписчиков еще не подался в распространители.
На время переписи студенты освобождены от занятий. Правда, молодых людей это не слишком радует.
— Нас обещали допустить к экзаменам, но сдавать-то мы их будем на общих основаниях. А ведь в технических вузах из-за пропусков очень сильно отстаешь, — сетуют “бээнтэушники”.

“Во дворе маленькая, но злая собака”

Днем в Озерищах тихо и немноголюдно — большинство посельчан на работе. На одном из заборов красуется табличка: “Во дворе маленькая, но злая собака”. На других табличках о габаритах питомцев ничего не написано.
Ян подходит к калитке и тут же отскакивает. Из глубины двора прибежала “жизнерадостная” овчарка и залилась лаем. Ей тут же ответили братья по крови из соседних дворов. Наверное, у нас с переписчиком в головах пронеслась одна мысль: “Может ли собака перепрыгнуть через забор?” Кажется, слава богу, не может. Звонка на калитке нет. Входить во двор без хозяев как-то не хочется.
— Зайду в другой раз. Может, кто-нибудь будет во дворе, — говорит переписчик.
Стучим в ворота соседнего дома, потому что и там нет звонка. В окно видно, что на первом этаже работает телевизор, но двери никто не открывает. В третьем доме тоже тишина. И только четвертая попытка кого-нибудь переписать увенчалась успехом.
— А я вас ждала, — говорит Ольга Николаевна. — Что, паспорт не нужен? А я уж приготовила. Какой метраж квартиры? Сейчас, я и документы на дом на всякий случай достала.
Для одинокой пенсионерки перепись — событие. Попутно она успевает рассказать о своем муже, который высаживал перед домом туи. Приглашает нас на чай. Однако Ян отказывается и вообще не заходит в дом.
— Мы решили дальше прихожей не идти, чтобы не было никаких подозрений и эксцессов, — поясняет молодой человек, видимо, имея в виду случаи с мошенниками и кражами.
В соседнем доме тоже живет пенсионерка.
— Почему так вопросов мало? — спрашивает женщина, удивленная скоротечностью — всего семь минут —  процедуры. — Говорили же, что будет 37, а вы задали только 20.
Ян успокаивает гражданку: этого достаточно, чтобы заполнить весь переписной лист, потому что многие вопросы взаимосвязаны. По словам переписчика, пенсионеры — наилучшие респонденты. Радушны, откровенны, и их почти всегда можно застать дома. А еще бабушки норовят угостить ребят яблоками и грушами, частенько “опознают” в них своих внуков. Впрочем, особых проблем у переписчиков еще ни с кем не возникало.
— Побывал я в неблагополучной квартире. Взрослые пьют в одной комнате, те, кто помладше, — в соседней. Но вели себя они неагрессивно, — рассказывает студент БНТУ. — Вообще я обошел много домов, но только потом узнал, что они неблагополучные...

Факт

Кому-то из белорусов, возможно, повезет. Их перепишут аж четыре раза. Сначала — предварительная перепись, сейчас вот проходит основная. Потом придут инструкторы, чтобы проверить переписчиков. Затем еще проверят инструкторов. Перепроверено будет примерно 10 процентов результатов всей переписи.

Интересно

Удастся ли всех переписать?

“НГ” узнала, как будет проводиться перепись различных социальных групп

Бездомные
Людей, которые по тем или иным причинам живут на улице, в подвалах и ночлежках, студентам переписывать не доверят. Этим займутся органы внутренних дел. Регистрировать этих граждан будут в спецприемниках.

Священнослужители
Монахов, которые постоянно проживают в закрытых монастырях, перепишут по месту их постоянного жительства. Служители, которые живут “в миру”, смогут заполнить анкеты у себя дома, так же как и обычные граждане. Кстати, уже известны случаи отказа от переписи по религиозным причинам, сообщили в Белстате, в том числе и среди представителей православной церкви. Священник Сергий Мовсесян, референт минского епархиального управления так прокомментировал ситуацию: “Это не массовое явление, так как отказалось всего около тысячи человек, которые всегда с подозрением относятся к любым социальным изменениям. Эти люди боятся, что им присвоят индивидуальный налоговый номер, а информация, которая станет известна переписчику, будет разглашена. Я полагаю, что они апеллируют к церковному авторитету для оправдания своих собственных фобий. С церковной точки зрения перепись не может повредить душевному здоровью человека”.

Приговоренные к смертной казни
Граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, будет переписывать администрация тюрем. Переписная кампания началась в полночь 14 октября, т.е. все люди, которые на этот момент живы, подлежат переписи.

Душевнобольные
Пациентов психоневрологических клиник перепишут врачи. В случае, когда адекватность респондента поддается врачами сомнению, недостающую информацию будут брать из документов, которые есть в клинике.

Белорусы, проживающие за границей
Те, кто проживает за рубежом больше года, будут переписаны в стране проживания. Если же человек выехал из Беларуси ненадолго и как раз во время переписной кампании, заполнить анкету за него смогут родственники и друзья.
Екатерина ГАБЫШЕВА, “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter